Упражнения с мячами
Упражнения с мячами способствуют совершенствованию координации движений, развивают глазомер и чувство расстояния, укрепляют основные мышечные группы, особенно мышцы рук и плечевого пояса.
В упражнениях с мячом два основных двигательных действия — бросание, в том числе и метание, и ловля. Обучение им осуществляется параллельно. Следует учитывать, что метать малый мяч легче, чем большой, а ловить наоборот.
При обучении бросанию мяча и его ловле организация урока может быть различной. Вначале можно предложить учащимся упражняться с мячом самостоятельно, затем в парах и, наконец, в небольших группах.
Последовательность обучения:
Перекаты мяча. Выполняются плавными толчками, двумя (одной) руками, чтобы положенный на землю мяч катился в нужном направлении без отскоков.
Передача мяча по кругу и в шеренге. Предварительно занимающихся следует научить правильно держать мяч: двумя руками с боков, широко расставив пальцы.
Для запоминания предложить несколько раз взять руками лежащий на полу мяч.
При передаче мяча, например, вправо следят затем, чтобы ученики держали левую руку сверху, а правую снизу. Во время приема мяча, например, слева правая рука располагается сверху, а левая снизу.
Передача мяча в колонне справа, слева, над головой, между ногами осуществляется почти прямыми руками. Мяч не выпускают из рук до тех пор, пока не будет уверенности в том, что он принят партнером. Как правило, мяч принимают одной рукой снизу, а другой сверху, а при передаче держат с боков.
Бросок мяча кверху и ловля его. Слегка присесть, затем, выпрямляя ноги, плавно подбросить мяч кверху (вначале не выше 1 — 1,5 м). Падающий мяч нужно встретить прямыми руками на уровне головы; сдерживая его падение, плавно опустить руки вниз и, слегка приседая, прижать мяч к туловищу. Применяют хлопки в ладоши впереди и сзади туловища, чередуемые хлопки (один впереди, другой сзади).
Бросок и ловля мяча. Эти движения осваивают в парах. Учеников выстраивают друг против друга в две шеренги на расстоянии 4—5 м одна от другой.
Бросок двумя руками от груди. Ноги врозь (одна впереди), слегка полусогнуты, мяч держать согнутыми в локтях руками у груди. Бросок выполняют последовательным выпрямлением ног, а затем рук.
Бросок двумя руками снизу. Ноги врозь, слегка согнуты в коленях. Туловище согнуто, мяч держат прямыми руками между ногами. Бросают мяч, плавно разгибая ноги, выпрямляя туловище и делая движение руками вперед.
Бросок из-за головы. Ноги врозь и слегка согнуты, мяч держат за головой согнутыми руками. Бросают мяч, выпрямляя ноги, руки и незначительно наклоняя туловище.
Бросок от плеча. Мяч держат правой (левой) рукой на уровне плеча широко разведенными пальцами и поддерживают сбоку-сверху левой (правой) рукой. Туловище немного повернуто направо. Бросают мяч, разгибая ноги и руки, а также перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу.
Ловля мяча. Летящий мяч встречают выпрямленными руками с разведенными пальцами (кисти рук расположены уже, чем диаметр мяча), Сдерживая движение мяча (слегка приседая и сгибая руки), переводят мяч в и. п. для последующего броска.
Упражнения усложняются увеличением расстояния между занимающимися, дополнительными заданиями (хлопнуть в ладоши, присесть, повернуться и т. д.), изменением и. п. (сидя, стоя в круге, на гимнастической скамейке и т. д.), а также введением второго мяча. Чтобы мячи при переброске не столкнулись в воздухе, один из учеников бросает мяч выше другого.
Броски и ловлю мяча можно проводить и в круге. В этом случае важно, чтобы учащиеся внимательно следили за движением мяча по кругу и были готовы к его приему.
Упражнения с малым мячом в основном исполняют индивидуально. К этой группе упражнений относится так называемая «школа мяча», разработанная П. Ф. Лесгафтом.
Школамяча
1. Бросить мяч в пол и поймать.
2. Бросить мяч вверх и поймать.
3. Бросить мяч вверх, дать ему упасть на пол и после отскока поймать его.
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и после отскока поймать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.