Тренировка-соревнование, развивающая быстроту. Различные виды тренировок, применяемых в ДЮСШ. Проведение эстафет

Страницы работы

Содержание работы

Тренировка-соревнование

Развиваембыстроту

Как тренер ДЮСШ, охотно поделюсь опытом проведения тренировок, полезных при подготовке к соревнованиям по легкой атлетике.

Для взрослых спортсменов-бегунов, искушенных в любых видах тренировочных нагрузок, положительные эмоции способны вызвать и длительный кросс, и темповый бег по шоссе, и ускорения на отрезках дистанции. Детям, юным спортсменам, в принципе необходима такая же организация тренировок. Но если тренер предложит школьникам пробежать, например, «10 по 500 м» для развития скоростной выносливости, то такая нагрузка покажется им и тяжелой, и скучной, а это недопустимо.

Между тем провести тренировку именно с задачей формирования быстроты, скоростной и общей выносливости при достижении высокого конечного результата вполне возможно. При этом она должна:

проходить на высоком эмоциональном уровне с ощущением игры, а не на тренерском внушении «Это надо сделать!»;

естественным образом «сортировать» спортсменов по силе, регулируя индивидуальную нагрузку (у более подготовленных она будет выше);

вовлекать в бег на высоких скоростях очень плавно, подчас незаметно для самих участников;

давать дополнительный эффект в виде привития чувства темпа.

При проведении тренировки не следует использовать длинные дистанции. Можно обойтись 100-200-метровыми отрезками, чтобы суммарная нагрузка от неоднократного их про-бегания оказалась достаточно высокой.

Предлагаю вашему вниманию различные виды тренировок, применяемых мною в ДЮСШ, для развития у юных бегунов быстроты и скоростной выносливости. «Бегсповышениемрезультата». Заданную дистанцию (например, 2-3 круга в зале, 1 круг по школьному стадиону или вокруг здания школы и т.п.) необходимо пробежать наибольшее количество раз с превышением предыдущего результата, начиная с минимального (например, 50 сек. на 200 м). Этот результат и надо улучшить в первой пробежке, для чего достаточно почти прогулочного темпа.

Если бегун будет увеличивать скорость на 5-6 сек. в каждой пробежке, то уже через 2-3 забега он не сможет улучшить результат. Тот же, кто хорошо чувствует темп бега, увеличивая скорость после каждого забега не более чем на 1 сек., может пробежать дистанцию даже более 20 раз. Суть тренировки в состязании: кто большее количество раз улучшит свой предшествующий результат. И побеждают здесь не столько «ноги», сколько «головы».

Если после результата, например, 38,0 сек. следует 38,5 сек. — это считается «холостым» забегом, и в счет он не идет. Обычно суммарное количество забегов (вместе с «холостыми») даже у не слишком опытных спортсменов получается не менее 8. а это очень хорошая нагрузка.

«Бегначувствотемпа». Эта тренировка похожа на предыдущую. Но здесь объем нагрузок в основном задается тренером. Тренировка делится на 2 части: в 1-й — темп заданный, во 2-й — произвольный. Например, 5 раз пробежать 100 м за 16 сек., потом еще 5 раз — в любом темпе, но угадывая свой результат. В этом и другом случаях надо чувствовать свой темп как можно более точно, потому что и в этой тренировке присутствует соревновательный фактор: побеждает тот, у кого будет меньше суммарная ошибка.

Поясню на примере. При заданных на 100 м 16 сек. бегун показал в 1-й части тренировки (5 забегов) такие результаты: 15,5; 16,2; 16,4; 16,0 и 15,9 сек. Ошибки определения результата в каждом забеге соответственно составили: 0,5; 0,2; 0,4; О и 0,1 сек. Суммарная ошибка определения результата в 1-й части тренировки — 1,2 сек.

Во 2-й части тренировки (5 забегов) бегун после каждого финиша сообщал свои предполагаемые результаты: 14,2; 14,5; 14,4; 15,0 и 14,0 сек. А реально они оказались равны: 13,9; 14,4; 14,4; 15,6 и 14,3 сек. Ошибки определения результата в каждом забеге соответственно составили: 0,3; 0,1; 0; 0,6 и 0,3 сек. Суммарная ошибка определения результата во 2-й части тренировки — 1,3 сек.

Итоговая ошибка определения результата за тренировку: 1,2 + 1,3 = 2,5 сек.

Существенно важно, что ученикам эта тренировка будет лишь тогда интересна, когда ее результаты будут оформлены наглядно. Для этого я оперативно рисую несложный график (это секундное дело), по которому сразу видны результаты от первого до последнего забега.

Такая тренировка-состязание тем еще хороша, что уравнивает шансы всех участников, так как в 1-й ее части темп задается в зависимости от их личных рекордов. Например, рекорд 12,0 сек,, задание бежать за 14,0 сек.; рекорд — 15,0 сек., задание — 17-18 сек. и т.д. Индивидуальный скоростной режим у каждого свой, ну а дальше дело техники, а вернее — чувства темпа. У кого оно сильнее, тот и выиграет. И монотонность такой тренировке не грозит.

Похожие материалы

Информация о работе