| крытом помещении — до 1 -^-, поезд метро — около 10 —. М М | 
| 209 | 
Реактивный самолет может создать интенсивность звука порядка 103 — , мощные усилители звука на концерте в за-
Уровень интенсивности звука LPобычно определяют, используя логарифмическую шкалу, единицей которой является бел (1Б) или, что гораздо чаще, децибел (1дБ) (одна десятая бела). Измерение уровня интенсивности в децибелах удобнее на практике и поэтому широко распространено в физике и технике.
Уровень интенсивности LPлюбого звука в децибелах вычисляется через интенсивность звука по формуле
LP =
пВт
где / — интенсивность данного звука, /0—интенсивность, равная 1 ""', со-nt
ответствующая минимально возможной интенсивности звука, улавливаемого ухом человека.
Если вспомнить приведенные примеры, то можно сказать, что поезд метро создает уровень интенсивности звука 100 дБ, мощные усилители— 120 дБ, а реактивный самолет— 150 дБ. Тем, кто при работе подвергается воздействию шума свыше 100 дБ, следует пользоваться наушниками.
| При увеличении интенсивности в 10 раз уровень громкости увеличивается на 10 дБ. Вследствие этого, звук в 50 дБ оказывается в 100 раз интенсивнее звука в 30 дБ.
Любой звук обладает также и характеристиками, связанными с восприятием его конкретным человеком (субъективными характеристиками). Это связано с тем, что восприятие звука -процесс одновременно и физический, и физиологический. Действительно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания определенных частот и интенсивностей (это объективные характеристики звука, т. е. не зависящие от человека) по-разному, в зависимости от «характеристик приемника» (здесь влияют субъективные индивидуальные черты каждого человека).
Основными субъективными характеристиками звука можно считать его громкость, высоту и тембр.
Громкость (степень слышимости звука) определяется как интенсивностью звука (амплитудой колебаний в звуковой волне), так и чувствительностью человеческого уха на разных частотах, т. е. его способностью улавливать звуки различных частот. Наибольшей чувствительностью человеческое ухо обладает в диапазоне частот от 1000 до 5000 Гц. Порог слышимости зависит
210
от частоты звука: при частоте 1000 Гц он примерно 1 дБ, а при частоте 50 Гц — примерно 50 дБ. С частотой изменяется также и кажущаяся громкость звука. Звук, имеющий уровень интенсивности в 20 дБ на частоте 1000 Гц вследствие особенностей восприятия звуков человеческим ухом, будет иметь такую же громкость, как и звук в 50 дБ на частоте 100 Гц. Заметим, что с возрастом порог слышимости человека возрастает. Следует отметить, что болевой порог в зависимости от частоты изменяется не столь существенно, как порог слышимости.
Высота звука определяется частотой звуковых колебаний, обладающих наибольшей интенсивностью в спектре.
Тембр (оттенок звука) зависит от того, сколько обертонов присоединяются к основному тону и какова их интенсивность и частота. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, флейты и гитары при взятии одной и той же ноты, голоса людей, произносящих один и тот же звук (см. таблицу 1) и т. д.
Таблица I
| Частота колебаний различных источников звука | |||
| Источник звука | Частота колебаний, Гц | Источник звука | Частота колебаний, Гц | 
| 1. Мужской голос: | 100—7000 | 7. Барабан | 90—14000 | 
| бас | 80—350 | 8. Контрабас | 60—8000 | 
| баритон | 100—400 | 9. Виолончель | 70—8000 | 
| тенор | 130—500 | 10. Труба | 60—6000 | 
| 2. Женский голос: | 200—9000 | 11. Саксофон | 80—8000 | 
| контральто | 170—780 | 12. Рояль | 90—9000 | 
| меццо-сопрано | 200—900 | Музыкальныетона: | |
| сопрано | 250—1000 | 13. Нота до | 261,63 | 
| колоратурное | |||
| сопрано | 260—1400 | 14. Нота ре | 293,66 | 
| 15. Нота ми | 329,63 | ||
| 3. Орган | 22—16000 | 16. Нота фа | 349,23 | 
| 4. Флейта | 260—15000 | 17. Нота соль | 392,0 | 
| 5. Скрипка | 260—15000 | 18. Нота ля | 440,0 | 
| 6. Арфа | 30—15000 | 19. Нота си | 493,88 | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.