крытом помещении — до 1 -^-, поезд метро — около 10 —. М М |
209 |
Реактивный самолет может создать интенсивность звука порядка 103 — , мощные усилители звука на концерте в за-
Уровень интенсивности звука LPобычно определяют, используя логарифмическую шкалу, единицей которой является бел (1Б) или, что гораздо чаще, децибел (1дБ) (одна десятая бела). Измерение уровня интенсивности в децибелах удобнее на практике и поэтому широко распространено в физике и технике.
Уровень интенсивности LPлюбого звука в децибелах вычисляется через интенсивность звука по формуле
LP =
пВт
где / — интенсивность данного звука, /0—интенсивность, равная 1 ""', со-nt
ответствующая минимально возможной интенсивности звука, улавливаемого ухом человека.
Если вспомнить приведенные примеры, то можно сказать, что поезд метро создает уровень интенсивности звука 100 дБ, мощные усилители— 120 дБ, а реактивный самолет— 150 дБ. Тем, кто при работе подвергается воздействию шума свыше 100 дБ, следует пользоваться наушниками.
| При увеличении интенсивности в 10 раз уровень громкости увеличивается на 10 дБ. Вследствие этого, звук в 50 дБ оказывается в 100 раз интенсивнее звука в 30 дБ.
Любой звук обладает также и характеристиками, связанными с восприятием его конкретным человеком (субъективными характеристиками). Это связано с тем, что восприятие звука -процесс одновременно и физический, и физиологический. Действительно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания определенных частот и интенсивностей (это объективные характеристики звука, т. е. не зависящие от человека) по-разному, в зависимости от «характеристик приемника» (здесь влияют субъективные индивидуальные черты каждого человека).
Основными субъективными характеристиками звука можно считать его громкость, высоту и тембр.
Громкость (степень слышимости звука) определяется как интенсивностью звука (амплитудой колебаний в звуковой волне), так и чувствительностью человеческого уха на разных частотах, т. е. его способностью улавливать звуки различных частот. Наибольшей чувствительностью человеческое ухо обладает в диапазоне частот от 1000 до 5000 Гц. Порог слышимости зависит
210
от частоты звука: при частоте 1000 Гц он примерно 1 дБ, а при частоте 50 Гц — примерно 50 дБ. С частотой изменяется также и кажущаяся громкость звука. Звук, имеющий уровень интенсивности в 20 дБ на частоте 1000 Гц вследствие особенностей восприятия звуков человеческим ухом, будет иметь такую же громкость, как и звук в 50 дБ на частоте 100 Гц. Заметим, что с возрастом порог слышимости человека возрастает. Следует отметить, что болевой порог в зависимости от частоты изменяется не столь существенно, как порог слышимости.
Высота звука определяется частотой звуковых колебаний, обладающих наибольшей интенсивностью в спектре.
Тембр (оттенок звука) зависит от того, сколько обертонов присоединяются к основному тону и какова их интенсивность и частота. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, флейты и гитары при взятии одной и той же ноты, голоса людей, произносящих один и тот же звук (см. таблицу 1) и т. д.
Таблица I
Частота колебаний различных источников звука |
|||
Источник звука |
Частота колебаний, Гц |
Источник звука |
Частота колебаний, Гц |
1. Мужской голос: |
100—7000 |
7. Барабан |
90—14000 |
бас |
80—350 |
8. Контрабас |
60—8000 |
баритон |
100—400 |
9. Виолончель |
70—8000 |
тенор |
130—500 |
10. Труба |
60—6000 |
2. Женский голос: |
200—9000 |
11. Саксофон |
80—8000 |
контральто |
170—780 |
12. Рояль |
90—9000 |
меццо-сопрано |
200—900 |
Музыкальныетона: |
|
сопрано |
250—1000 |
13. Нота до |
261,63 |
колоратурное |
|||
сопрано |
260—1400 |
14. Нота ре |
293,66 |
15. Нота ми |
329,63 |
||
3. Орган |
22—16000 |
16. Нота фа |
349,23 |
4. Флейта |
260—15000 |
17. Нота соль |
392,0 |
5. Скрипка |
260—15000 |
18. Нота ля |
440,0 |
6. Арфа |
30—15000 |
19. Нота си |
493,88 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.