Основной задачей деятельности предприятия является получение максимальной прибыли при условии наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Объём производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями и определяют эффективность не только производственной, но и сбытовой деятельности.
Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей увеличения объёмов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реализации продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
В ходе анализа выпуска и реализации продукции оценивается выполнение плана производства, динамика выпуска продукции, изучается структура, ассортимент и качество продукции, анализ ритмичности производства. Основная цель при этом - выявление причин несоответствия анализируемых показателей плановым или предшествующим и определение резервов роста выпуска продукции.
2.1.1. Анализ выполнения плана по выпуску продукции (работ, услуг).
Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.
В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана является формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций.
В 2003 году выпуск продукции (работ, услуг) в фактических ценах составил 556140 тыс. руб. Выпуск и реализация продукции представлены в таблице 2.1.1.
Данные таблицы 2.1.1. «Выпуск и реализация продукции (работ, услуг)» свидетельствуют о том , что товарная продукция действующих ценах в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличилась на 205093 тыс. руб. ( 58 % ) , а по сравнению с 2002 годом увеличилась на 224004 тыс. руб. ( 67 % ) , в то время как товарная продукция в сопоставимых ценах в 2003 году по сравнению с 2001 годом на 32 % , по сравнению с 2002 годом на 67 % , т.е. основное влияние оказывает ценовой фактор.
Темп роста реализованной продукции в действующих ценах составил в 2003 году по сравнению с 2001 годом 180 % , а в сопоставимых ценах 150 %. Темп роста товарной продукции в действующих ценах составил в 2003 году по сравнению с 2001 годом 158 % , а в сопоставимых ценах 132 %. Темп роста реализованной продукции в действующих ценах составил в 2003 году по сравнению с 2002 годом 153 % , и в сопоставимых ценах 153 %. Темп роста товарной продукции в действующих ценах составил в 2003 году по сравнению с 2002 годом 167 % . Все это свидетельствует о росте сбыта в натуральном и стоимостном выражении в 2003 году.
2.1.2.Анализ ритмичности производства
Важным направлением анализа выпуска продукции на предприятии является изучение ритмичности работы на протяжении года. Если предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с установленными планами, то ежедневная величина выпуска продукции определяется с учетом наиболее эффективного и рационального использования ресурсов. Ритмичная работа предприятия - соблюдение плановых заданий во времени по производству продукции и оказанию услуг.
Показателем, характеризующим ритмичность работы предприятия, является коэффициент ритмичности, который рассчитывается по формуле:
КР = , где
КР - коэффициент ритмичности;
- фактический выпуск продукции в пределах плана, тыс. руб.;
ТПП - плановый выпуск продукции, тыс. руб.
Расчёты сводятся в таблицу 2.1.2.
Таблица 2.1.2.
Оценка ритмичности выпуска продукции в 2003 году
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.