Нарушения памяти
Память – способность человека к запечатлению и воспроизведению полученной информации. Процессы памяти слагаются из восприятия информации, ее удержания и воспроизведения в нужный момент.
Гипомнезия – ослабление памяти, наиболее частый вариант нарушений памяти при психических заболеваниях. При ослаблении памяти может повреждаться:
- процесс запоминания материала, такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т.д.) в зависимости от характера поражения нейронов головного мозга;
- механизм удержания информации в памяти: пациент в состоянии быстро запомнить необходимый материал, но тут же его забывает;
- процесс воспроизведения в нужное время удержанной в памяти информации (амнезия слов – при повреждении функций теменных долей мозга обычно подсказка начального слога облегчает припоминание слова, а при нарушении функций височных областей этого не происходит).
Амнезия – полный пробел в памяти на какой-либо отрезок времени. Наблюдается при травмах черепа и энцефалитах. Различают виды амнезии:
- ретроградная – охватывает какой-то отрезок времени (от нескольких секунд до нескольких лет) до заболевания (травмы);
- антероградная – пациент не запоминает события после заболевания;
- фиксационная – больной не запоминает текущих событий.
Парамнезия – обманы памяти:
- конфабуляция - больной непроизвольно заполняет вымыслом пробелы в памяти;
- псевдореминисценция – смещает во времени реальные события.
- криптомнезия – непроизвольно принимает чужие высказывания за свои собственные.
- переживание “deja vu” – (франц.“уже виденного”) - в незнакомой обстановке у человека возникает впечатление, что он здесь уже был раньше и то, что происходит сейчас с ним, тоже уже было и теперь повторяется;
- переживание “jamais vu” – (франц.”никогда не виденного”) – у больного, находящегося в привычной обстановке и со знакомыми ему людьми, возникает впечатление, что он здесь никогда не был и никого из окружающих не знает.
Эти феномены могут встречаться как одно из проявлений измененной ясности сознания или выступать в структуре синдрома дереализации, но тогда происходящее кажется больному странным и сопровождается чувством тревоги.
Корсаковский синдром (впервые описан С.С. Корсаковым) - расстройство памяти выражается в сочетании всех видов амнезии и парамнезии, что приводит к полной дезориентации больного в месте, времени и ситуации на фоне клинически ясного сознания. Наблюдается при тяжелых органических повреждениях мозга.
Исследования памяти:
* клиническая беседа – определение ориентировки человека в месте, времени и ситуации; выясняются основные даты и события личной жизни больного, имена и фамилии знакомых ему людей, значимые адреса, номера телефонов и т.д.;
* экспериментально-психологическое исследование – определение объема кратковременной памяти и скорости запоминания информации в зрительной и слуховой модальностях; пробы на способность удержания информации в условиях интерференции; проверка ассоциативной зрительной и слуховой памяти;
* патопсихологическое исследование.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Нарушения внимания – симптом, возникающий при многих видах психических и неврологических нарушений. Они появляются при астении (нервном истощении), органическом поражении мозга, эмоциональных расстройствах (повышении тревоги).
Наиболее частые нарушения внимания:
- неустойчивость (рассеянность) - проявляется в частых отвлечениях на внешние раздражители, перескакивании с одного занятия на другое;
- истощаемость – ослабленность произвольного внимания;
- застреваемость (ригидность) – склонность подолгу “вязнуть” на каких-либо предметах, объектах или их частях.
Исследование внимания
· Клиническая беседа – выявить, достаточно ли четко и последовательно пациент рассказывает о своей жизни и заболевании, не проявляет ли признаков рассеянности, не слишком ли отвлекается на внешние раздражители, не истощается ли его произвольное внимание;
- выяснить, как сам больной оценивает свою способность сосредоточивать внимание на содержании беседы, может ли сосредоточенно читать, смотреть телепередачи, слушать радио.
· Экспериментально-психологическое исследование – проверить способность к концентрации внимания:
- повторить длинное слово,
- перечислить в прямом и обратном порядке дни недели, месяцы,
- назвать буквы алфавита в прямом и обратном порядке,
- произвести операцию последовательного вычитания по 7 начиная со 100 (проба Э. Крепелина).
· Патопсихологическое исследование:
- варианты теста Бурдона;
- корректурная проба;
- отыскивание чисел по таблице Шульте;
- проба на переключение внимания.
Ранний возраст – о способности к концентрации внимания можно судить:
- по фиксации взгляда детей на ярких, блестящих и движущихся предметах,
- по сосредоточению взгляда на лице обращенного к нему взрослого,
- по тому, как долго ребенок манипулирует игрушкой.
Дошкольный возраст – важно выяснить,
- как ребенок занимается рисованием и другими продуктивными видами деятельности
- насколько целенаправленно играет в сюжетно-ролевые игры,
- как концентрирует внимание на задаваемых ему вопросах и при выполнении заданий, требующих интеллектуальных усилий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.