ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Младенческий возраст:
- моторная вялость (0-6 мес.);
- замедленное формирование навыков самостоятельной ходьбы, утрата навыка при малейших неудачах; ходьба неуклюжая, движения неловкие, угловатые;
- трудности овладения бегом, возможностью прыгать.
Ранний возраст:
- расторможенность, отсутствие целенаправленности движений и двигательных действий;
- трудности и большая задержка усвоения навыков самообслуживания.
Дошкольный возраст:
- недоразвита общая моторика;
- нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки;
- моторная неловкость, движения неловкие, толчкообразные, импульсивные;
- трудности усвоения двигательных навыков, способов действий;
* ходьба: походка типичная, некоординированная: неравномерный шаг, несвязанность движений рук, ног и туловища, особая вычурность движений – ребенок идет на цыпочках, подтягивает одну ногу или расставляет обе, не сгибая их в коленях, выворачивая ступни, не может идти в заданном музыкой темпе и ритме;
* равновесие: дети затрудняются при поворотах, не могут без помощи взрослого перешагнуть через препятствие, пройти ровно по узкой дорожке, не умеют стоять на одной ноге;
* ОД: дети с трудом бегают, прыгают, боятся ходить по лестнице;
* строевые упражнения: самостоятельно не выполняют, не могут повернуться по команде направо, налево, кругом;
- стереотипные движения преобладают: бег по кругу, прыжки на месте, раскачивания;
- мелкая моторика рук недоразвита: кисти слабые, вялые или, наоборот, чрезмерно напряжены, движения пальцев неточны, смазаны;
- недостатки пространственной ориентировки;
- избирательная ловкость, но неуклюжесть при выполнении действий по образцу;
- аутичные дети не понимают прямой инструкции, не схватывают движения по показу, но им доступна имитация движений («петух хлопает крыльями», ходьба «по узкому мостику»);
- детей могут активизировать игры-соревнования
Рекомендации:
☻ аутичным детям необходим домашний спортивный комплекс, так как делает привычными трудные и, возможно, страшные для него упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке и др.;
☻ упражнения и игры проводить во время прогулки в парке, лесу: целесообразны бег по склону, обегание пенька, кочки, куста, ходьба и лазание по бревну и по дереву, бросание шишек в цель, прыжки через канавки и лужи;
☻ полезны упражнения в воде (в ванной, бассейне, реке, море), катание зимой на лыжах, коньках, летом – на велосипеде;
☻ упражнения вводить постепенно, отрабатывая в игре (перед обучением упражнениям с мячом – игра с воздушным шариком, так как дети боятся быстрого полета мяча);
☻ физические упражнения должны быть включены в общее расписание дня, что создает привычку и потребность в занятиях физкультурой;
☻ все взаимодействия с аутичными детьми должны происходить в эмоционально теплой обстановке, неосторожный резкий окрик может разрушить умение или навык, а хорошее настроение делает ребенка более смелым, раскованным, грациозным в движениях;
☻ аутичный ребенок легче втягивается в занятия, если они идут под музыку, сопровождаются стихами, считалками, песенками, носят сюжетный и игровой характер;
☻ во время выполнения ФУ необходимо постоянное побуждение, поощрение, ободрение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.