Симптомы психических расстройств. Нарушения памяти, внимания. Исследования памяти. Исследование внимания

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Нарушения  памяти

Память – способность человека к запечатлению и воспроизведению полученной информации. Процессы памяти слагаются из восприятия информации, ее удержания и воспроизведения в нужный момент.

      Гипомнезия – ослабление памяти, наиболее частый вариант нарушений памяти при психических заболеваниях. При ослаблении памяти может повреждаться:

-  процесс запоминания материала, такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т.д.) в зависимости от характера поражения нейронов головного мозга;

-  механизм удержания информации в памяти: пациент в состоянии быстро запомнить необходимый материал, но тут же его забывает;

-  процесс воспроизведения в нужное время удержанной в памяти информации (амнезия слов – при повреждении функций теменных долей мозга обычно подсказка начального слога облегчает припоминание слова, а при нарушении функций височных областей этого не происходит).

Амнезия – полный пробел в памяти на какой-либо отрезок времени.               Наблюдается при травмах черепа и энцефалитах. Различают виды амнезии:

ретроградная – охватывает какой-то отрезок времени (от нескольких секунд до нескольких лет) до заболевания (травмы);

антероградная – пациент не запоминает события после заболевания;

фиксационная – больной не запоминает текущих событий.

Парамнезия – обманы памяти:

-   конфабуляция -  больной непроизвольно заполняет  вымыслом пробелы в памяти;

-    псевдореминисценция – смещает во времени реальные события.

-   криптомнезия – непроизвольно принимает чужие высказывания за свои собственные.

-  переживание “deja vu” – (франц.“уже виденного”)в незнакомой обстановке у человека возникает впечатление, что он здесь уже был раньше и то, что происходит сейчас с ним, тоже уже было и теперь повторяется;

-  переживаниеjamais vu” – (франц.”никогда не виденного”) – у больного, находящегося  в привычной обстановке и со знакомыми ему людьми, возникает впечатление, что он здесь никогда не был и никого из окружающих не знает.

Эти феномены могут встречаться как одно из проявлений измененной ясности сознания или выступать в структуре синдрома дереализации, но тогда происходящее кажется  больному странным и сопровождается чувством тревоги.

Корсаковский синдром  (впервые описан С.С. Корсаковым) - расстройство памяти выражается в сочетании всех видов амнезии и парамнезии, что приводит к полной дезориентации больного в месте, времени и ситуации на фоне клинически ясного сознания. Наблюдается при тяжелых органических повреждениях мозга.

Исследования памяти:

*  клиническая беседа – определение ориентировки человека в месте, времени и  ситуации; выясняются основные даты и события личной жизни больного, имена и фамилии знакомых ему людей, значимые адреса, номера телефонов и т.д.;

* экспериментально-психологическое исследование – определение объема    кратковременной памяти и скорости запоминания информации в зрительной и слуховой модальностях; пробы на способность удержания информации в условиях интерференции; проверка ассоциативной зрительной и слуховой памяти;

*  патопсихологическое исследование.

НАРУШЕНИЯ  ВНИМАНИЯ

Нарушения внимания – симптом, возникающий при многих видах психических и неврологических нарушений. Они появляются при астении (нервном истощении), органическом поражении мозга, эмоциональных расстройствах (повышении тревоги).

Наиболее частые нарушения внимания:         

неустойчивость (рассеянность) - проявляется в частых отвлечениях на внешние раздражители, перескакивании с одного занятия на другое;

-     истощаемость – ослабленность произвольного внимания;

-  застреваемость (ригидность) – склонность подолгу “вязнуть” на каких-либо предметах, объектах или их частях.

Исследование  внимания

·   Клиническая беседа – выявить, достаточно ли четко и последовательно пациент рассказывает о своей жизни и заболевании, не проявляет ли признаков рассеянности, не слишком ли отвлекается на внешние раздражители, не истощается ли его произвольное внимание;

-  выяснить, как сам больной оценивает свою способность сосредоточивать внимание на содержании беседы, может ли сосредоточенно читать, смотреть телепередачи, слушать радио.

·  Экспериментально-психологическое исследование – проверить способность к концентрации внимания:

-  повторить длинное слово,

-  перечислить в прямом и обратном порядке дни недели, месяцы,

-  назвать буквы алфавита в прямом и обратном порядке,

-  произвести операцию последовательного вычитания по 7 начиная со 100 (проба Э. Крепелина).

·  Патопсихологическое исследование:

-  варианты теста Бурдона;

-  корректурная проба;

-  отыскивание чисел по таблице Шульте;

-  проба на переключение внимания.

                Ранний возраст – о способности к концентрации внимания можно судить:

-  по фиксации взгляда детей на ярких, блестящих и движущихся предметах,

-   по сосредоточению взгляда на лице обращенного к нему взрослого,

-   по тому, как долго ребенок манипулирует игрушкой.

Дошкольный возраст – важно выяснить,

-  как ребенок занимается рисованием и другими продуктивными видами деятельности

-  насколько целенаправленно играет в сюжетно-ролевые игры,

-  как концентрирует внимание на задаваемых ему вопросах и при выполнении заданий, требующих интеллектуальных усилий.

Похожие материалы

Информация о работе