Частновладельческие города Белоруссии в XVI – XVIII в. Причины кризиса Речи Посполитой. Война на территории Белоруссии в XVII в, страница 9

В этот период развития требовалась сильная рука правителя, который смог бы поставить все по своим местам, но власть короля также была не эффективной. Многочисленные льготы и привилегии сделали дворянство ему неподвластным.  Как можно было править государством, если огласно законам Речи Посполитой, шляхта, недовольная решениями короля могла собираться в конфедерации и с оружием в руках добиваться отмены его указов?  Вместо обороны страны, дворянство боролось с королем и с другими шляхетскими группировками. Вся тяжесть войны лежала на плечах исчезавшего народа.

Для ведения войны правительство Речи Посполитой занимало крупные суммы у магнатов не имея средств для их покрытия, оно радовало остатки государственных земель. В результате в Белоруссии образовались огромные латифундии, например князей Радзивилов, Сапег, Огинских, Чарторийских и многих других. Экономически обособленные, эти владения представляли своеобразные «государства в государстве». Магнаты в пределах своих имений вводили собственные законы, отличные от законов всего государства. Они имели право на свое подворное войско и с его помощью вели междоусобные войны, подчиняли себе шляхту.

Для того, чтобы полностью изъять даже те ограниченные денежные средства, которые были у крестьян и полностью подчинить их хозяйства шляхетскому, феодалы вводили различного рода монополии. Товары широкого потребления – соль, рыбу, любые спиртные напитки крестьяне должны были покупать только в лавке своего владельца или его арендатора.

Пользуясь своими привилегиями и правом беспошлинной продажи и покупки, магнаты и шляхта вели обширную внутреннюю и внешнею торговлю. Они отправляли за границу сельскохозяйственные продукты и лесоматериалы, а привозили западноевропейские товары. Городские купцы не могли конкурировать сними, так как должны были платить многочисленные налоги, да и средств у них было значительно меньше. Городская торговля сокращалась в следствии разорения торговцев, которые должны были заняться земледелием.

Король речи посполитой, был сильно ограничен в правах и поэтому не мог провести действенной реформы, направленной на искоренение шляхты. Попытки укрепления королевской власти предпринимал еще Август II Саксонский. Оно опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель управления государством в Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских странах XVII – XVII вв.

Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало всего лишь право законодательной инициативы, санкционировал постановления сейма тоже он. Король влиял на законодательство путем его «модерования», то есть путем окончательного редактирования законов перед их изданием.

Сеймовые конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием того, что они изданы с участием Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных имений и так далее. Король вершил дисциплинарное судебное производство над чиновниками, однако в его силах было наказать только штрафом. Он не мог устранить чиновника физически, кроме случая, когда он совершал преступление.

Король являлся главнокомандующим, но на практике его права были сильно ограниченны властью гетманов. Фактически король только направлял политику государства. Переход значительной власти королевских угодий в пожизненное пользование держателей ограничил возможности короля распоряжаться ресурсами государства. Наиболее же ограниченной была, после создания Коронного трибунала в 1578 году, судебная власть. Король только принимал участие в сеймовых судах и не имел даже права помиловать или амнистировать.