В XVI в. в основном закончился сословное объединение белорусско-литовской шляхты, составлявшей, приблизительно 8-10 процентов от численности всего населения. К концу XVI в. шляхта образовала практически замкнутое равноправное сословие, в которое попасть было почти невозможно. Конституция 1578 г. признала исключительное право возведения в шляхетство за вальным сеймом. Только во время военных действий король мог даровать шляхетство за важные государственные и рыцарские заслуги. Крестьянин или мещанин легально в лучшем случае мог рассчитывать всего на переход в разряд служивых людей.
В ослаблении государства в XVII-XVIII вв. свой вклад внесли как Польша, так и ВКЛ. Польша вошла в РП вместе со своей шляхтой, прошедшей довольно долгий путь развития, достигшей высокой степени объединения, привыкшей отстаивать свои основные интересы, осуществившей экзекуцию прав и существенно ограничившей влияние феодальной элиты и аристократии. [ 2,с.56]
Существовавшая в последней трети XVI - первой половине XVII в. правовая и политическая система в общем удовлетворяли правящие круги и большую часть шляхты. Об этом, например, можно судить не только по позиции шляхты во время длительных затяжных войн середины XVII в., но и по публичным выступлениям шляхетских ораторов, критиковавших чужие государственные и правовые системы. В качестве примера можно привести следующие сведения из работы Григория Галенченко. «Существуют народы, заявил в 1632 г. новогрудский каште-лян Василий Копоть, поклоняющиеся верховной власти, как Богу, где граждане живут подобно скотам и, где напрасно было бы искать свободных людей и со свечкою. Он образно сравнивал Речь Посполитую с хором, в котором звучит не один только королевский альт, а множество «вольных» голосов согласно поддерживают одну мелодию». [ 2,с.33] Практически у всех шляхетских ораторов было единодушное мнение о том, что Речь Посполитая есть не что иное, как идеальное государство, почти «Святую землю».
Когда в Речи Посполитой кризисная ситуация стала почти реальностью и сложившееся положение нужно было исправлять, это оказалось практически невозможным, так как принятие закона в государстве было совсем непростым делом. Собиравшиеся на соймы шляхтичи никак не могли договориться о ходе своих действий. Существовавший принцип Liberum veto позволял принимать законы только при единогласном одобрении его каждым паном. Практически, ни одно решение, каким бы оно ни было полезным, не могло быть принято. Достаточно было одного подкупленного крикуна, чтобы сорвать голосование. Заседания соймов того времени можно назвать одним современным словом – «бардак». Оружие у всех было с собой, поэтому довольно часто прения переходили в рукопашные схватки.[ 6,с.86] Такое положение дела не могло ни сказаться на дальнейшем развитии государства.
С середины XVII в. Речь Посполитая вошла в полосу непрерывных разорительных войн и внутренних междоусобиц. Из 68 лет польской истории (1648 - 1716) 65 лет приходится на военные годы. [ 10,с.132] Войны принесли огромные бедствия, местами полное разорение крестьянам, тяжело отразились на помещичьем хозяйстве, разоряли города, уменьшали число населения. Так, если в 1650 г. в 10 войтовских и 5 местечках Пинского староства (без города Пинск) было 4430 дворов, то к 1653 году их сохранилось всего 136. Ряд местечек был полностью уничтожен. Тяжелое положение войны усугублялось фольварочно-барщинной системой хозяйства, и междоусобицами.
Население страны истекало кровью и находилось на грани физического уничтожения, а шляхта обсуждала такие «важные» вопросы, как законность наследования чьей-то мельницы и кто кого назвал «хамом». Возможно, им тогда казалось, что силы государства безграничны, и кто-то другой спасет страну.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.