Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента, страница 6

Кроме гипотетико-дедуктивного метода существуют аксиоматический метод построения научных условий, когда теория строится в виде системы аксиомы и правил вывода, которые позволяют путем логической дедукции получить подтверждения данной гипотезы. Это в основном логические и математические системы. Кроме того некоторые теории строятся путём конструирования одного понятия за другим. Используя метод восхождения от абстрактного к конкретному (конструктивная математика, политэкономия) Контруктивисткий метод иногда называют генетическим методом, имея в виду, что данный метод позволяет представить к генетической форме процесс зарождения развития определенных. … еще некоторые авторы отмечают, хотя в полном смысле нельзя назвать – феменологические теории и соответственно феменологический метод построения теории. ( что такое – дедукция, абстрагирование и т. д. )

Структура … научной..

Следует сказать, что само понятие .научной теории также проявляется в нескольких смыслах. Широкий смысл – когда имеют в виду систему достоверный представлений и действий объясняющих явления. И в узком смысле – когда под теорией понимают более развитую форму организацию научного знания, которая дает целостностную закономерность об определенной области действительности. В данном смысле научная теория выступает как логически взаимосвязанная система понятий и утверждений о свойствах, отношениях и законах некоторого множества идеализированного объекта. Цель научной теории введение базовых объектов и утверждений о их свойствах и отношениях, чтобы затем чисто логически вывести из них максимально большое кол-во следствий. Которые при более определенной эмпирич. Интерпретации максимально адекватно соответствовали некоторой наблюдаемой области явлений. Таким образом нужно подчеркнуть, что любая теория - это целосностная развивающаяся система истинного знания, хотя может включать элементы заблуждения.

В современной методологии науки выделяют следующие элементы теории 1 – исходные основания, то есть фундаментальные понятия принципы законы, уравнения аксиомы и явления.

2 – идеализированные объекты, то есть … существенных свойств и связей объектов в изучаемой области.

3 – далее логику теории, множество допустимых данных теорий правил вывода и способов доказательства,  как правило используется в научных теориях обычно это традиционная логика (классическая, математическая логика) хотя в отдельных областях используются особая логика – многозначная логика (в квантовой механике)

4 – совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

5- метатеоретические основания данной теории, то есть картина мира, общенаучные принципы и т.д.

Перечислим основные функции теории. Отметим синтетическая или обобщающая функция, то есть объединение отдельных достоверных сведений в систему.

2 – объяснительная функция – выявление причины явления и зависимости

3 – методологическая функция теории, то есть на базе теории формируются многообразные методы способы .. деятельности

4 – предсказательная функция, то есть предвидения.

5 – практическая функция – потому, что конечное предназначение любой теории –это быть воплощенной в практике

Стоит также такая проблема – выбора теории. Заканчивается этот вопрос – научное объяснение и научное понимание. Объяснение – подведение высказываний о каком-то объекте и его свойствах, отношений под определенный научный закон. Существуют различные виды – причинные, системные и т д.

Научное понимание – предписывание определенного смысла изучаемым наукой объектам или явлениям это предписывание в науке осуществляется через процедуру идентификации наблюдаемого явления с уже изученным эмпирическим объектом путём аналогий или путём его интерпретации с определенным объектом теории. То есть в целом понимание – это нахождение (предписывания) смысла элементам реальности. Усвоить смысл некоторого выражения – значит понять ту конкретную информацию о некотором предмете, которая эта выражение представляет. Таким образом, можно сказать, что метод это некая универсальная операция мышления связанная с усвоением нового содержания, включения его в систему устоявшихся идей и представлений.