Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента, страница 5

Теоретическое исследования. Цель – установление законов и принципов, которые позволяют систематизировать объяснить и предсказать факты установленные в форме эмпирического исследования. Цели теоретич. Познания соответствуют необходимые средства, к таким средствам следует прежде всего объяснение. Объяснение идет дальше описания создает законы действительности, если описание отвечает на вопрос какой, как?, то объяснение отвечает на вопрос почему? Какова причина? В истории методологии науки был период, когда считали, что основным методом теоретич. Исследования является индуктивный метод (Бэкон ) или метод наблюдения. Которые позволяет вывести логически теорию из фактов и эмпирических обобщений. Но уже в 19 веке стало ясно, после работ Миля (он тоже считал, что …) что такой метод построить нельзя, то есть однозначного дискурсивного пути (логического выведения), который вел бы от знания о фактах к знанию о законах не существует. Потому, что теоретическое знание является результатом не только обобщения, но и абстрагирования введения идеализированных объектов, математизации, формализации и т. д. Поэтому следует сказать, что в качестве собственного предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов конструируемых как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации, такие как идеальный газ, материальная точка. Так и вводимых по определению, как в математике. Особенностью теоретического знания является весьма высокая степень его организации, доказательность большинства утверждений  с помощью гипотетико-дедуктивного метода. Поэтому можно сказать, что основным методом теоретического исследования является гипотеза. Но гипотеза употребляется тоже в двух значения.

Гипотеза – как проблематическое знание.

2- й гипотеза как метод формирования познавания объяснительных предложений ведущих к установлению законов применительно к теории. Чтобы иметь представление о методе гипотез необходимо раскрыть структуру, выделяют 5 стадий:

1 – ознакомление с эмпирическим материалом, который необходимо объяснить.

2 – выдвижение догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений, при этом ученый пользуется различными приемами, индуктивным наведением, аналогией, моделированием и др. Причем на этой стадии может выдвигаться несколько объяснительных предположений, несовместимых даже друг с другом.

3 – стадия оценки серьёзности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. На этой стадии гипотеза проверяется прежде всего на ее непротиворечивость, далее проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. При этом если она противоречит фундаментальным принципам, то пытаются ее заменить, однако бывают такие периоды, когда некоторые ученные склоны игнорировать фундаментальные принципы, это так называемые революционные периоды, когда происходит ломка фундаментальных понятий и принципов. Например Планк перепробовал множество объяснений к действию черного ящика отказался от идее непрерывности.

4 – происходит разворачиваемое предположения и дедуктивное выведение из него эмпирических проверяемых следствий на этой стадии возможно частичная переработка гипотеза, введение уточняющих деталей.

5 – стадия экспериментальной проверки, выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза, которая находит свое подтверждение становится теорией.

Но следует иметь в виду, что объяснительная гипотеза это не единственная, существует экзистенциальные гипотезы о существовании неких объектов частиц. И тд.

Существуют рабочие гипотезы, которые позволяют организовать сбор материала, но не претендует на объяснение. Важным является метод математической гипотезы.