Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента, страница 3

Научное познание и … познание начинается с накопления фактов притом наука добывает факты целенаправленно сознательно, планомерно. Перед тем как добывать для науки факты, ученный определяет по крайней мере для себя, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, средствами и т.д. То есть другими словами необходимо подчеркнуть, что факт всегда детерминирован какой-то системой, которая придает ему конкретность, однако для того, чтобы факты могли влиять на создания развития теорий они должны быть в определенной степени независимы от теории. Мы накапливаем научные факты, для того, чтобы их изучать анализировать сопоставлять и выявлять между ними зависимости. Отметим, что посредством фактов в теория связывается с объективной действительностью, то есть именно через факты ученные изучают окружающий мир, поэтому факты это самый надёжный аргумент доказываемых истин. Научный факт требует точной фиксации, прежде всего по таким параметрам что, где, когда, в каких условиях. Ясно, что факты могут носить и противоречивый характер, поскольку сама действительность противоречива. В добывании фактов решающую роль играют наблюдение и экспериментов. Исходным методов эмпирического познания является наблюдение. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности, как ощущение, восприятие.

Основательным итогом наблюдения является описание. Описание то есть фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Понятно, что результаты наблюдения также можно фиксироваться в схемах, графиках, диаграммах, рисунках и т. д.

К структурным компонентам наблюдения относятся сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения. То есть установки, приборы, измерительные инструменты и т. д. Хотя по отношение к эксперименту наблюдение – пассивное средство познания, так как не вмешивается вход наблюдаемых явлений. Но в нём есть и активные элементы, то есть нельзя рассматривать наблюдение как целиком пассивный метод. Активность наблюдения проявляется прежде всего в целенаправленном характере, наличие исходных установок у наблюдателя, а также его избирательности. Понятно, что активность наблюдения проявляется также в его теоретической обусловленности, в отборе и конструировании средств наблюдения (микроскопы). В отборе исследователем средств описания. Существуют различные основания классификаций наблюдений. Прежде всего различают прямые и косвенные наблюдения. Прямые – непосредственны. Косвенные опосредованное, при помощи приборы и вспомогательных технических средств, поскольку может быть влияние приборов на результат наблюдения. Различают также количественные и качественные наблюдения. В основе количественного наблюдения лежит процедура измерения. Более сложным методом познания является эксперимент. С установлением экспериментального метода учёный из наблюдателя природа превращается в естествоиспытателя. Он как бы создает вопросы природы. Эксперимент является активным целенаправленным методом в точно фиксированных условиях их протекания, причем эти условия могут создаваться самим исследователем. Отсюда эксперимент по отношению к наблюдению имеет ряд преимуществ. В ходе эксперимента изучаемое явление может не только наблюдаться, но и воспроизводится по  желанию исследователя. Поэтому в условиях эксперимента можно обнаружить такие свойства, которые нельзя наблюдать в естеств. Условиях . Эксперимент позволяет изучать отдельные части, варьируя условия, изолирую части. При эксперименте расширяется арсенал используемых приборов инструментов и аппаратов. Следует отметить в виду, что эксперимент – связующее звено между теоретическим и эмпирическим этапами перехода научного исследования. Потому, что эксперимент всегда опосредован предварительным теоретическим знанием, он задумывается и осуществляется на основании соответствующих теоретических стадий и  часто задачей эксперимента является опровержение или подтверждение той или иной гипотезы. Сами результаты эксперимента нуждаются  в определенной теоретической интерпретации. Итогом экспериментального исследования является прежде всего фактуального знания или интерпретация его. Можно сказать в установлении эмпирических закономерностей. Отметим, что эксперимент он одновременно принадлежит и к познавательной и практической деятельности. Когда говорим о практике экспериментальную деятельность относим к одному из видов практики, наряду с производственной, социальной, научной практике.