Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента, страница 2

Эмпирическое познание. Понятно, чтобы раскрыть специфику эмпирического познания надо сопоставить с теоретическим. И наоборот, поскольку это парные категории. Эмпирическое знание это такой уровень при котором в силу … дается их описание. … явлений, то есть эмпирическое познание составляет материал, который содержит.. с теоретическим познанием. Поэтому можно определить объект, цель и средства эмпирического познания. Объект

Цель – достать материал для дальнейшей обработки в теоретч. Познании

Средство – добывания фактов с помощью разнообразных методов эмпирического исследования и описания. Поскольку главной задачей эмпирического познания является получение научных фактов. То нужно подробней рассмотреть понятие научного факт.

Единого мнения нет.  Буквально факт от латинского фактум. То есть сделанное совершившиеся часто понятие факт употребляют как синоним истина, событие, то есть как нечто реальное противоположное вымышленному, нечто конкретное. Но в методологии науки, понятие факт имеет несколько другое значение. Под научным фактом в методологии науки понимается особого рода предложения (атомарные предложения – позитивисты, протокольные предложения) фиксирующие эмпирическое знание и противопоставляемое теорией и??? гипотезы. Понимание природы факта существует борьба двух тенденции, которые получили название фактуализм и теоретизм. Сторонники фактуализма исходят из того, что научные факты лежат вне теории и совершенно не зависят от теории поэтому они настаивают на автономности фактов по отношению к теории истолковывают факт, как некий чувственный образ, независимый от его языкового выражения отсюда и получается, что факты всегда инвариантны, они неизменные при смене теорий отсюда рассматривая развитие науки они сторонники куммулитивизма понимания развития научного знания. Они считают, что надёжное обоснованное знание это лишь знание неизменных фактов. А все остальное в науке может менять.

Противоположной точки зрения придерживаются теоретисты они также понимают по фактами чувственные образы или особые предложения, однако они подчеркивают в противоположность фактуализму, что существует теснейшая связь фактов с теорией, то есть концептуальными средствами теории с языком. Они приходят к выводу о полной зависимости фактов от теории и эта зависимость с их точки зрения настолько велика, что каждая теория создает свои специфические факты, поэтому не о какой устойчивости инвариантности по отношению теории не может быть и речи. Поэтому как они считают факты полностью детерминируются теорией постольку различие между теорией отражается в соответствующих различиях между фактами. Это приводит к идее о не сравнимости двух конкурирующих теорий, приводит к теории антикуммалитивизма. То есть сменяющие друг друга теории не имеют общих фактов. И теория отбрасывается вместе с теми фактами которые были в прежней теории. Поэтому они считают, что в науке нет преемственности. Понятно, что в трактовке фактов надо избегать этих двух крайностей фактуализма и теоретизма. Когда речь идет о научном факте, то следует иметь ввиду, что научный факт, полученный в результате специально-организованной деятельности с применением научного метода, доказан как именно существующий, логический осмыслен и выражает какую-либо сторону закономерной действительности. .Поэтому под фактом следует понимать фрагмент объективной действительности зафиксированный в науке, как реально существующий. То есть при таком определении факта, мы говорим, что факт – это есть сама действительность и ее сторона фрагмент, а не просто наше знание о ней, во -  вторых что в данном фрагменте имеется достоверное то есть истинное знание. Т.о. факт это то что существует в действительности и уже познано, поскольку понятно не познанная действительность еще не факт.