Теоретические и эмпирические уровни знания. Этапы научного исследования. Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента, страница 4

Важным является вопрос о типовом виде эксперимента. Возникает следующие виды экспериментов. Исследовательский или поисковый Э. для обнаружения явлений. Проверочный (контрольный) эксперимент для проверке гипотезы. Воспроизводящий э. Изолирующий. Можно делить на качественные и количественный. По предметам исследования – физический, химический и т.д. Особым видом является модельный эксперимент. Говорят и о мысленном эксперименте. Но мысленный эксперимент является как бы квази экспериментом,  потому что на уровне мышления. Но говоря о мысленном эксперименте, его относят по праву, не к эмпирическому, а к теоретическому познанию, как метатеоретическому познанию. Проведения экспериментальных исследований включает ряд стадий.

1-  планирование эксперимента (входе планирования мы определяем цель, осуществляем выбор типа эксперимента, продумываем возможные результаты эксперимента.

2-  Выбор технических средств проведения и контроля проведения эксперимента.

3-  Завершается экспериментальные исследования интерпретацией результатов эксперимента, включает статистический и теоретический анализ, а также описание и истолкование результатов эксперимента.

Поэтому описание можно рассматривать как метод эмпирического исследования. Описание является важнейшим этапом развития научного познания. Собственно и факты не нужны были бы науке если бы они не подвергались описании.

Следуют отметить, что факт и его описание не одно и тоже. Нельзя выдавать описания за самый факт. Тем самым мы подменяем факт квази фактом, то есть тем, что на самом деле не является фактом. То есть описание факта есть модель и поэтому она по своей форме она не совпадает полностью с оригиналом (фактом) Описать факт, значит ответить на вопрос какой он, какими свойствами обладает. Отметим, что если констатация фактов отвечает на вопрос что?,  и претендует на полную достоверность. То описание отвечает на вопрос – какой? При констатации фактов ученые интересуются существует ли он или нет. А при описании интересуются свойствами и качествами. При описании факта исследователь выделяет общие и особенные признаки. Отделяет как бы существенные и не существенные, необходимые и случайные и т.д. поэтому при описании факта ученый пользуется такими логическими средствами как сравнение, анализ, синтез, индуктивное обобщение, ограничение использует различные категория места времени движения изменения и т.д. Главное при описании факта это его характеристика, то есть выяснение не столько общих, сколько особенных признаков. Кроме того описания могут быть самые разнообразными. И каждый … имеет свой специфический вид описания объекта, можно выделить целенаправленные, структурные и функциональные, количественные и качественные и др. Описание предполагает систематизацию и классификацию описываемых свойств. В систематизации происходит упорядочение открытых свойств. Классификация означает распределение описываемых свойств предметов по группам или по классам, в соответствии с избранному основанию классификации.

Заканчивается эмпирический уровень установлением функциональной зависимости и закономерностей эмпирического уровня. Совокупность эмпирических законов. Относящихся к некоторым области явлении иногда называют феменологической теорией этих явлений. Однако по существу ее и называют теорией, такая теория не выходит за рамки эмпирических явлений, не объясняет их сущность, поэтому она строго говоря не есть теория как особая форма организации научного знания. Объяснения найденные эмпирических фактов требует перехода на более высокой уровень теоретического уровня познания.