4. Модернизация вагонов-цистерн
4.1 Общие положения по модернизации и переоборудованию цистерн
В связи с тем, что в настоящее время парк эксплуатируемых цистерн имеет ряд особенностей:
- парк цистерн предприятия: разнообразен (от 3 до 12 типов и моделей цистерн);
- не всегда конструкция котлов и его узлов отвечает требованиям условий эксплуатации (особенно это проявилось в последние годы, когда, по ряду причин в основном экономического характера, практически прекратилось изготовление новых цистерн, и, предприятия для своих грузов вынуждены использовать цистерны, предназначенные для других грузов);
- наличие нескольких модификаций цистерн для одного груза;
- отдельные узлы цистерн конструктивно не совершенны;
- появилась потребность в модернизации и переоборудовании некоторых конструкций цистерн и их отдельных узлов.
Проведенные исследования технического состояния цистерн на ряде предприятий выявили, что в основном необходима модернизация запорной и регулирующей арматуры, элементов систем погрузки-выгрузки груза. Она должна быть направлена на максимальную типизацию узлов и обеспечение требований условий эксплуатации.
На некоторых предприятиях были выполнены работы по модернизации отдельных узлов различных цистерн — это изменение конструкции предохранительных клапанов различных модификаций цистерн для перевозки сжиженного аммиака; переоборудование сливного прибора с верхним управлением на нижнее у цистерн для перевозки нефтепродуктов; установка на люках котлов крышек ригельного типа; изменение системы выгрузки кальцинированной соды из цистерны; унификация запорной арматуры для различных типов цистерн и др. Эти изменения позволили снизить затраты на эксплуатацию парка цистерн, повысить степень его готовности.
Весьма широкое распространение в последние годы также нашло переоборудование одного типа цистерн в другой. Так цистерны для перевозки цемента, в которых резко упала потребность, переоборудуются в цистерны для перевозки нефтепродуктов. Для этого внутреннее обустройства котла (аэролотки, откосы, рассекатели) и воздушная коммуникация снимаются с котла и устанавливается необходимая арматура. Подобные работы ведутся и но ряду остальных цистерн.
Работы по модернизации цистерн выполняются предприятиями-владельцами цистерн в основном при плановых ремонтах, а переоборудование — вагоноремонтными предприятиями.
Нормативные документы, регламентирующие работы по продлению сроков службы вагонов после производства различных видов ремонта приведены в Приложениях 4.1 -4.13.
Также надо учитывать, что во время эксплуатации цистерн на них действуют разнообразные статические и динамические нагрузки, которые вызывают износы отдельных сборочных единиц и деталей, а также приводят к появлению трещин и других повреждений — отказов. Отказом считается любая техническая неисправность сборочной единицы или детали, которая не позволяет выполнять нормальную эксплуатацию вагона.
Восстановление или смена изношенных узлов и деталей цистерн, а также устранение возникающих в процессе эксплуатации неисправностей производится при периодических и текущих ремонтах. Наиболее сложным является капитальный ремонт, при котором изношенные узлы и детали вагона восстанавливаются до нормативных размеров и допусков [2, 4].
Однако, в условиях рыночной экономики, некоторые цистерны нецелесообразно подвергать простому капитальному ремонту, т. е. восстановлению первоначальных параметров, так как отдельные их узлы, в современных условиях эксплуатации, показывают недостаточную работоспособность.
В капитальный ремонт должна проводиться их комплексная модернизация, т. е. замена малонадежных частей новыми. Так, при модернизации на цистерны устанавливаются новые несущие элементы (рама и т. д.), а старые части усиливаются постановкой накладок и других деталей. В результате такой модернизации назначенный срок эксплуатации цистерны становится больше, чем если бы был проведен обычный капитальный ремонт. Поэтому такой ремонт цистерн получил название капитального ремонта с продлением полезного срока их использования (КРП).
КРП может назначаться цистернам при следующих условиях:
- цистернам, подлежащим исключению из инвентаря;
- цистернам, отставленным от эксплуатации по техническому состоянию рамы;
- цистернам, не используемым по основному назначению (переоборудование с продлением срока службы).
Для принятия решения о направлении конкретной цистерны в ремонт для выполнения КРП и последующего продления срока службы предусмотрено обязательное проведение обследования технического состояния вагона. Обследование выполняется с целью выявления повреждений деталей и узлов и степени их износа на основании соответствующих методик проведения обследования.
4.2 Оборудование котла защитными дугами.
Принимая во внимание тот факт, что аммиак крайне ядовит (жидкий аммиак вызывает сильные ожоги; при содержании в воздухе 0,5% по объему аммиак сильно раздражает слизистые оболочки; при остром отравлении поражаются глаза и дыхательные пути; при хроническом отравлении — расстройство пищеварения, катар верхних дыхательных путей, ослабление слуха действует на мозг), его транспортировка связана с определённой долей опасности. Авария вагона-цистерны с аммиаком вблизи населённых пунктов, промышленных предприятии, открытых водоёмов может причинить огромный вред. Для недопущения утечки аммиака в случае аварии, на железнодорожном транспорте применяют защитные дуги, которые крепятся с обеих сторон от загрузочного люка и ограждают его от несанкционированного открытия в результате контакта с другими поверхностями, чем препятствуют нарушению герметичности цистерны.
В данном дипломном проекте предлагается модернизировать вагон-цистерну для перевозки аммиака, путем установки на неё такого рода защитных дуг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.