Понятия мотива и мотивации
На современном этапе развития экономики для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника только с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний невозможно. Сотрудники, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут обеспечить получение, как собственных высоких результатов, так и общего успеха компании.
Мотивация – одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.
Жизнь человека представляет собой непрерывный поток активности. Побудителем и основанием активности человека является мотив. Мотивы рассматриваются в широком смысле как побуждения к деятельности, вызывающие условия, направляющие активность субъекта. В узком смысле мотив выступает как «предмет потребности». Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть тем, что определяет причины поведения личности и помогает объяснить принимаемые решения.
Потребность индивида – это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.
Количество и разнообразие потребностей огромно. Можно разделить потребности на:
1) первичные, вызванные физиологией человека – они врожденные (в пище, воде, воздухе, сне, сексе – обеспечивают существование человека как биологического вида).
2) вторичные – психологические, вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта и зависят от психологического развития личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе (в успехе, уважении, принадлежности)
Потребности человека невозможно непосредственно наблюдать или измерить, об их существовании можно судить по поведению человека.
Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и являющихся формой их проявления.
Мотивы образуют иерархическую структуру присущую индивиду (мотивационная сфера). Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Широта мотивационной сферы – качественное разнообразие мотивационных фактов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Иерархизированность – характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
В психологии существует множество подходов к пониманию мотивов и природы активности человека.
Согласно взглядам Фрейда З. активность человека зависит от инстинктивных побуждений, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Она биологическая, природная сила.
Главным фактором активности личности представители гуманистической психологии - Роджерс К., Маслоу А., Олпорт Г., считают устремленность к будущему, максимальной самореализации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.