Управление персоналом одна из важнейших составляющих управленческой деятельности, основывающаяся на представлении о месте человека в организации.
Управление персоналом организации
• целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.
Персонал, или кадры это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статистике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью
Факторы, воздействующие на персонал организации:
• политика государства по отношению к этой организации;
• иерархическая структура организации;
• организационная культура;
• стиль руководства;
• социально-профессиональные группы (друзья, родственники, коллеги и т.д.);
• индивидуально-психологические особенности самих людей( наследственность, характер, менталитет, этнические особенности и т д.)
Подходы к управлению персоналом.
• Экономический подход. Основное место уделяется технической подготовке людей. Весь процесс управления алгоритмизирован.
Органический подход. Именно в этих рамках сложилось понятие «управление персоналом». кадровая функция перестала распространяться только на организацию труда и зарплату, но и на подбор работников, планирование карьеры, оценку сотрудников, повышение их квалификации.
Гуманистический подход. Основывается на представлении организации как культурном феномене. Культура организации определяет поведение сотрудников, их целеустремленность.
Функции управления персоналом
• разработка и проведение кадровой политики (подбор и расстановка кадров, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценка персонала и его деятельности);
• оплата и стимулирование труда ( формы оплаты труда, пути повышения производительности труда, мотивация трудовой деятельности);
• привлечение сотрудников к управлению;
• социально-психологические аспекты управления (адаптация, конфликты, стагнации и др.).
Система управления персоналом
• Подсистема условий труда (соблюдение требований психофизиологии труда, технической эстетики, охрана и безопасность труда, окружающей среды)
• Подсистема трудовых отношений (регулирование трудовых и личностных взаимоотношений, отношений с руководителем, управление конфликтами, социально-психологическая диагностика, этические нормы, взаимодействие с профсоюзом).
• оформление и учет кадров (прием, увольнение, перемещение, информационное обеспечение, профориентация, занятость)
• Планирование и прогнозирование, маркетинг персонала (разработка стратегий управления персоналом, анализ кадрового потенциала, прогнозирование потребности в кадрах, организация рекламы, оценка кадров)
• развитие кадров (обучение, переподготовка, выдвижение в резерв, карьера, адаптация)
• анализ и развитие средств стимулирования труда (тарификация, нормирование, моральное поощрение, управление мотивацией)
• юридические услуги (правовые вопросы)
• развитие социальной инфраструктуры (жилье, здравоохранение)
• разработка оргструктуры управления (штатное расписание)
Основная задача планирования персонала
• – это « перевести » имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
• Сколько работников, уровень квалификации, когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале)?
• Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая и социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения штатов)?
• Каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям (планирование кадрового развития)?
• Каких затрат требуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержание персонала)?
Источники потребности в персонале:
• Внешние:
• - макроэкономические изменения;
• - развитие технологий;
• - конкуренция;
• - состояние рынков сбыта.
• Внутренние:
• - цели организации;
• - внутриорганизационная динамика;
• - финансовые ресурсы.
Документы для приёма.
• должностная инструкция – документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащий описание основных функций, которые обязан выполнять работник, занимающий данную должность.
• карта компетенций - характеристика требуемых личностных качеств, способностей, типов поведения, социальных ролей сотрудника.
• квалификационная карта – набор квалификационных характеристик, которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий данную должность.
Карта компетенций
Перечень требований |
Требуемые |
Противопоказания |
Физический облик Достижения (образование, квалификация, опыт) Интеллект Специальные способности Интересы Черты характера Внешние условия (домашние, социально-бытовые) |
Набор персонала поиск кандидатов на замещение существующих и предстоящих вакансий, осуществляемые во внешней среде и внутри организации.
Методы привлечения персонала
Внешние |
Внутренние |
Пассивные (подбор персонала с помощью сотрудников, использование банка данных ищущих работу, объявления в средствах массовой информации) Активные (выезд в сузы и вузы, участие в ярмарках вакансий, обращение |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.