сегодняшний день не существует стандартного перечня процессов, организации следует самой определить состав процессов, выполнение которых необходимо для выпуска продукции, отвечающей требованиям потребителей. Этот состав должен отражать специфику производства и ведения бизнеса организации. (http://www.isokazan.ru/inform/157/193/)
Задачи идентификации процессов СМК:
· обеспечить понятность, прозрачность и управляемость СМК, базирующейся на процессном подходе;
· определить перечень процессов СМК, их названия, границы, руководителей, взаимосвязи входов и выходов;
· заложить возможность изменения системы процессов при смене стратегических задач организации.
Методика идентификации процессов СМК должна быть понятна и менеджерам отдела качества, и руководителям процессов. Кроме того, она должна демонстрировать целесообразность внедрения процессного подхода руководству предприятия. ()
Классификация процессов
1. По созданию добавленной ценности:
· Создающие добавленную стоимость
· Не создающие добавленную стоимость
2. По взаимодействию с внешним потребителем
· Взаимодействующие
· Не взаимодействующие
3.По уровню детализации:
· Верхнего уровня
· Детальные
· Элементарные
Существуют и другие классификации процессов. В соответствии с практикой процессного подхода к СМК выделяют четыре типа процессов:
1. Основные Процессы - это процессы, являющиеся основой функционирования СМК, ради осуществления которых система и создается. Также дополнительно можно выделять не основные процессы, т.е. не характерные для деятельности предприятия, но приносящие дополнительные доходы (продажа электроэнергии металлургическим предприятием и т.п.)
2. Вспомогательные процессы - это процессы, создающие условия для эффективного функционирования основных процессов.
3. Процессы управления качеством - процессы, результатом которых должно являться повышение результативности и эффективности основных и вспомогательных процессов.
Процессы управления качеством реализуют основные функций менеджмента - планирование, мотивирование, организовывание, контроль и координирование (связующих: коммуникации и принятия решений) на уровне предприятия в целом.
Одновременно, процессы управления качеством являются неотъемлемой частью реализации каждого процесса и протекают в организации непрерывно.
4. Процессы развития (Создания СМК, инноваций и т.п.).
(Методика описания процесса СМК в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001)
Алгоритм идентификации процессов
1. Определение количества и групп процессов
2. Определение границ процессов
3. Определение поставщиков и входов процесса
4. Определение потребителей и выходов процесса
Определение количества и групп процессов
Количество процессов в организации напрямую зависит от численности персонала и организационной структуры организации.
Группы процессов:
I группа – "процессы создания продукции".
Как правило, к этой группе относятся процессы, начиная от маркетинговых исследований и заключения контракта, выходом (результатом) которых является информация о требованиях и/или пожеланиях заказчика, разработки продукции (услуг), производства, и заканчивая поставкой готовой продукции потребителю и ее обслуживанием. Таким образом, в группу "процессов создания продукции" войдут виды деятельности, непосредственно добавляющие ценность производимой продукции или услуге.
II группа - процессы - поставщики ресурсов: персонала, оборудования и технологических материалов, технологий и методик, средств измерений и т. д. Элементов классификации ресурсов можно набрать более десятка. Организация должна сама определить важные виды ресурсов с точки зрения достижения результатов процессов и СМК в целом. Классифицировав виды ресурсов, для каждого процесса создания продукции следует определить процессы-поставщики.
III группа - процессы измерения.
В этой группе, если мы говорим о СМК, разрабатываемой в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, должны учитываться:
· мониторинг и измерение процессов;
· внутренние аудиты;
· оценка удовлетворенности потребителя (может быть частью маркетинговых исследований);
· анализ СМК высшим руководством
IV группа - процессы, выходом которых должны стать цели и политика предприятия, в том числе в области качества, программы и планы их реализации. Входом для этих процессов будет информация о внутренней и внешней среде предприятия. Эту группу можно назвать "административные процессы", "процессы ответственности высшего руководства", "процессы стратегического менеджмента". Логичнее именно к этой группе отнести процесс анализа СМК высшим руководством, корректирующие, предупреждающие действия и улучшение СМК. (http://www.interface.ru/misc/IdProcSQM.htm)
Определение границ процесса
К определению границ процессов имеются следующие основные подходы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.