Идентификация процессов организации при создании СМК: Теоретические основы и анализ практического опыта реализации

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

сегодняшний день  не существует стандартного перечня процессов, организации следует самой определить состав процессов, выполнение которых необходимо для выпуска продукции, отвечающей требованиям потребителей. Этот состав должен отражать специфику производства и ведения бизнеса организации. (http://www.isokazan.ru/inform/157/193/)

Задачи идентификации процессов СМК:

·  обеспечить понятность, прозрачность и управляемость СМК, базирующейся на процессном подходе;

·  определить перечень процессов СМК, их названия, границы, руководителей, взаимосвязи входов и выходов;

·  заложить возможность изменения системы процессов при смене стратегических задач организации.

Методика идентификации процессов СМК должна быть понятна и менеджерам отдела качества, и руководителям процессов. Кроме того, она должна демонстрировать целесообразность внедрения процессного подхода руководству предприятия. ()

Классификация процессов

1. По созданию  добавленной ценности:

·  Создающие добавленную стоимость

·  Не создающие добавленную стоимость

2. По взаимодействию с внешним потребителем

·  Взаимодействующие

·  Не взаимодействующие

3.По уровню детализации:

·  Верхнего уровня

·  Детальные

·  Элементарные

Существуют и другие классификации процессов. В соответствии с практикой процессного подхода к СМК выделяют четыре типа процессов:

1. Основные Процессы - это процессы, являющиеся основой функционирования СМК, ради осуществления которых система и создается. Также дополнительно можно выделять не основные процессы, т.е. не характерные для деятельности предприятия, но приносящие дополнительные доходы (продажа электроэнергии металлургическим предприятием и т.п.)

2. Вспомогательные процессы - это процессы, создающие условия для эффективного функционирования основных процессов.

3. Процессы управления качеством - процессы, результатом которых должно являться повышение результативности и эффективности основных и вспомогательных процессов.

Процессы управления качеством реализуют основные функций менеджмента - планирование, мотивирование, организовывание, контроль и координирование (связующих: коммуникации и принятия решений)  на уровне предприятия  в целом.

Одновременно, процессы управления качеством являются неотъемлемой частью  реализации каждого процесса и протекают в организации непрерывно.

4. Процессы развития (Создания СМК, инноваций и т.п.).

(Методика описания процесса СМК в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001)

Алгоритм идентификации процессов

1.  Определение количества и групп процессов

2.  Определение границ процессов

3.  Определение поставщиков и входов процесса

4.  Определение потребителей и выходов процесса

Определение количества и групп процессов

Количество процессов в организации напрямую зависит от численности персонала и организационной структуры организации.

Группы процессов:

I группа – "процессы создания продукции".

Как правило, к этой группе относятся процессы, начиная от маркетинговых исследований и заключения контракта, выходом (результатом) которых является информация о требованиях и/или пожеланиях заказчика, разработки продукции (услуг), производства, и заканчивая поставкой готовой продукции потребителю и ее обслуживанием. Таким образом, в группу "процессов создания продукции" войдут виды деятельности, непосредственно добавляющие ценность производимой продукции или услуге.

II группа - процессы - поставщики ресурсов: персонала, оборудования и технологических материалов, технологий и методик, средств измерений и т. д. Элементов классификации ресурсов можно набрать более десятка. Организация должна сама определить важные виды ресурсов с точки зрения достижения результатов процессов и СМК в целом. Классифицировав виды ресурсов, для каждого процесса создания продукции следует определить процессы-поставщики.

III группа - процессы измерения.

В этой группе, если мы говорим о СМК, разрабатываемой в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, должны учитываться:

·  мониторинг и измерение процессов;

·  внутренние аудиты;

·  оценка удовлетворенности потребителя (может быть частью маркетинговых исследований);

·  анализ СМК высшим руководством

IV группа - процессы, выходом которых должны стать цели и политика предприятия, в том числе в области качества, программы и планы их реализации. Входом для этих процессов будет информация о внутренней и внешней среде предприятия. Эту группу можно назвать "административные процессы", "процессы ответственности высшего руководства", "процессы стратегического менеджмента". Логичнее именно к этой группе отнести процесс анализа СМК высшим руководством, корректирующие, предупреждающие действия и улучшение СМК. (http://www.interface.ru/misc/IdProcSQM.htm)

Определение границ процесса

К определению границ процессов имеются следующие основные подходы

Похожие материалы

Информация о работе