праву можно считать переломным в осознании и переосмыслении давно известного понятия "качество". За последнее столетие достаточно динамично развивались формы и методы организации работ по качеству. Несмотря на то, что на сегодняшний день отсутствует научно обоснованная последовательность развития вопросов в области качества, многие специалисты по качеству выделяют четыре основных этапа развития форм и методов работ по качеству.
Основные Этапы развития форм и методов работ по качеству
Всеобщий менеджмент качества
1980 г
Обеспечение качества
1950 г
Управление качеством
1930 г
Контроль качества
Начало ХХ века
I этап — контроль качества (Quality Inspection)
Этап связан со становлением системы управления Фредерика Тейлора (1905 г.), которого принято считать одним из основоположников научного менеджмента и современной теории управления качеством. Тейлором введена первая профессия в области качества — инспектор качества или технический контролер.
I этап — контроль качества (Quality Inspection)
Три принципа системы Тейлора
Нормирование требований к качеству изделий в виде полей допусков
Контроль выполнения установленных требований (приемка продукции)
Система мотивации, предусматривающая штрафы за дефекты и брак
I этап — контроль качества (Quality Inspection)
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ТЕЙЛОРА: В компаниях создавались бригады контролеров. Они исследовали, измеряли или испытывали продукцию и сравнивали ее со стандартом. Продукция "низкого" качества обнаруживалась контролерами и отделялась от продукции "высокого" качества. Несоответствующая продукция выбрасывалась, перерабатывалась или продавалась по более низкой цене. Соответствующая поставлялась потребителю
I этап — контроль качества (Quality Inspection)
II этап — управление качеством (Quality Control)
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ: оперативное управление производственными процессами. ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ: предотвращения возникновения возможных дефектов при изготовлении продукции. Большое значение придается сбору информации, самоконтролю, системам с обратной связью и промежуточным этапам контроля. На этом этапе отбраковка изделий сохраняется, однако основные усилия направляются на руководство производственным процессом, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий.
II этап — управление качеством (Quality Control)
На этом этапе начинают использовать статистические методы управления качеством продукции: контрольные карты Шухарта и таблицы выборочного контроля качества. Применение этих методов позволило сосредоточить усилия не на инспекции и изъятии бракованных изделий, а на предупреждении появления брака путем поиска причин возникновения дефектов и их устранения. Внедрение статистических методов управления качеством продукции привело к значительному повышению эффективности производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг. На этом этапе осуществился переход от управления качеством каждого отдельно взятого изделия к управлению процессом изготовления партий изделий.
Инспекция Предупреждение
Изделие Процесс
III этап - обеспечение качества (Quality Assurance) или всеобщее управление качеством (Total Quality Control)
Отечественные ученые называют этот этап всеобщим управлением качеством (TQC), основываясь на трудах американских и японских авторов. В источниках британских авторов этот этап обозначен как обеспечение качества (QA). Но, несмотря на различия в названиях, всеми авторами данный этап характеризуется как начало системного и комплексного подхода к управлению качеством. Применение идей TQC позволило одновременно повышать качество продукции и снижать затраты на ее производство. Потребитель практически во всех странах с развитой рыночной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.