1) современные подходы к планированию и формированию затрат на качество, особенности их реализации.
Затраты на качество- затраты на обеспечение и гарантию качества, а также на понесенные потери вследствие несоответствия качества.
Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM.
Система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как мировая практика убедительно свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Именно поэтому система качества, игнорирующая экономические аспекты управления является не эффективной.
Изучение опыта показывает, что на многих российских предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, экономические методы управления качеством практически не используются. Это обусловлено в основном сложностью решения на предприятиях проблемы классификации и обоснования состава статей затрат на качество,
Большинство специалистов экономических служб пытаются приспособить существующую систему учета затрат к учету затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума. Однако действующая в настоящее время система первичного, оперативного и бухгалтерского учета, решая задачи государственного контроля над деятельностью предприятия, не предусматривает использования информации, необходимой для полного учета затрат на качество.
В отдельных частных случаях это дает полезные результаты, но ведет к логическим трудностям, поскольку в процессе решения экстремальной задачи получается некоторый «экономически оправданный» уровень брака или несоответствий, что представляется абсурдным. Кроме того, такой подход ставит перед пользователем ложные дилеммы об отнесении тех или иных видов затрат к той или иной из четырех групп. Но самое важное – это отрыв затрат на качество от общих затрат предприятия, ведущий к выделению управления качеством в самостоятельную функцию и утрате прямой связи этой деятельности с результатами бизнеса.
В классификации А. Фейгенбаума все затраты на качество делятся на четыре группы:
· затраты на предупреждение,
· на контроль качества и
· потери от внутренних несоответствий
· внешних несоответствий
Поэтому получить достаточное количество данных о затратах на качество, необходимых для принятия управленческих решений, не удается. Вместе с тем именно классификация является основой для формирования состава затрат на качество, а принципы планирования и учета этих затрат тесно связаны с подходами к их классификации.
Классификация затрат
На основе ретроспективного критического анализа существующих классификаций затрат на качество был разработан метод их классификации по видам деятельности. При его использовании каждому виду деятельности, осуществляемой в рамках системы качества, соответствует статья затрат. Это позволяет, сравнив аналогичные элементы затрат на качество, выявить несоответствия между изменением затрат и эффективностью деятельности. Кроме того, накопление данных о затратах идет таким образом, чтобы любое отклонение можно было отнести на ответственное лицо.
В результате осуществляется переход от традиционного способа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.