Конспект лекций
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)
(зачет)
В процессе изучения дисциплине проводится подготовка к практике и написанию КР. 5 вопросов и 10 задач на госэкзамен по оценки стоимости предприятия (бизнеса). Взять методичку. Литература: Валдайцев «Оценка бизнеса» - синий.
Современное понимание оценки стоимости предприятия (бизнеса), ее принципов, целей, задач и области применения.
1. Введение в дисциплину.
2. Понятие предприятия (бизнеса) форм и видов организации.
3. Принципы оценки предприятия (бизнеса).
4. Цели, задачи и предмет оценки стоимости предприятия (бизнеса).
2
Источник информации ГК РФ – 1) организация что это, имущественный комплекс, организационно правовые формы предприятия. 2) Из оценочной деятельности - понятие: действующее предприятие, ликвидация предприятия. Повторить все организационно правовые формы именно с позиции прав. Права в оценке один из значимых объектов оценки. Принципы знать.
В соответствии с ГК РФ п.1 ст. 48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с ГК РФ п.1 ст.132 предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Организационно правовые формы организации:
Коммерческие организации: простое товарищество, полное товарищество, товарищество на вере или коммандитное, ООО, ОДО, ОАО, ЗАО, ГУП, МУП, производственный кооператив.
Некоммерческие организации: фонд, потребительский кооператив, общественная религиозная организация, ассоциация (союз), автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, учреждение.
Обычай делового оборота – предприятие (если производит); организация (если торгует). Действующее предприятие – то, которое будет действовать сегодня и в перспективе, даже при смене собственника.
Бизнес – от слова «дело» произошло, это слово более широкое. Бизнесом можно заниматься ни чего не производя.
3
На практике в отчете о практике должны выявить принципы, которые больше всего подходят для оценки этого бизнеса, и затем их отразить в КР.
Принцип лучшего и наиболее эффективного использования – лежит в основе оценки стоимости бизнеса.
Целепологание– это основа основ. Цель оценки объекта всегда формулируется из 2-х частей: 1) обосновать вид стоимости )рыночную стоимость, просчитать рыночную стоимость); 2) для чего (для обоснования залоговой стоимости в целях получения кредита, для обоснования критерия уровня стоимости на данный момент). 2-я часть цели определяется над значением оценки, т.е. применения полученных результатов оценки.
Применение оценки(в учебнике):
На практике: 1) смотреть учредительные документы, права и обязанности учредителей, финансовое управление, распоряжение продукцией. Наряду с этим провести интервью со всеми специалистами по всем вопросам. По правам и обязанностям взять: положение, инструкции, приказы, распоряжения, которые делегируют полномочия, определяют правомочие, в т.ч. распоряжение финансами в данном предприятии. Взять учетную политику организации. Посмотреть аудиторское заключение, если аудит проводился. Все формы финансовой отчетности. Инвентаризация (она проводится ежегодно) т.е. посмотреть инвентаризационную ведомость.
Для обоснования ставки дисконтирования нужно: попытаться определить реальные альтернативы финансовых вложений; какие реальные вложения могут быть на рынке (рынок ценных бумаг, какие доходные; акции «голубых фишек» посмотреть). Для метода чистых активов: Кошкин «Организация и оценки», Григорьев «Оценка различных видов имущества организации». Метод чистых активов в рыночной оценки предполагает сбор очень разной информации в соответствии с наличием активов отраженных в балансе предприятия. Методы, приемы, способы рыночной оценки каждого актива. Наибольшую сложность представляет оценка нематериальных активов – это объясняется большим набором, разнообразием видов Нематериальных активов, каждый вид активов может оцениваться своим способом. Григорьев «Оценка доходной недвижимости».
Тема 2. Процесс оценки стоимости предприятия (бизнеса) и информационное обеспечение оценки.
1. Характеристика этапов оценки.
2. Содержание отчета об оценке. (ФЗ об ОД, ФСО№3).
3. Информационное обеспечение: политические и социальные факторы - экономические показатели на уровне страны, региона, отрасли.
Эти показатели при сборе к отчету по практике должны иметь отношение прямое и косвенное к сфере деятельности предприятия, на котором проводится практика. Положение в стране: спад, растет инфляция, общеэкономическая тенденция. Необходимо делать увязку и давать характеристику этим тенденциям и как может чувствовать себя наше предприятие. Точно также и в регионе в увязке с его возможностями для нашего предприятия. Отраслевое сравнение с предприятием по стране, в регионе, в городе.
Д/з – права акционеров, права предприятия.
13.12.2010
2 меда и 1 часть лимонного сока (каждые полчаса)
Тема 3. Нормализация финансовой отчетности и анализ финансового состояния предприятия (бизнеса) в целях оценки.
1 А
2 Ж
3 Г
4 В
5 Д
6 З
7 Е
8 И
9 Л
10 Б
11 К
1 Д
2 К
3 Е
4 В
5 А
6 Ж
7 З
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.