Понятие права и государства. Правотворчество. Правонарушение и юридическая ответственность, страница 4

- если судья не согласен с ранее принятым решением другого суда по аналогичному делу (то есть  по другому квалифицирует дело) он не обязан  следовать этому решению.

Обычное (традиционное) право.  Правовая система, источником которого является правовой     обычай.      Правовой          обычай - это норма (правило, форма поведения), которая исходит не от государства и возникла в результате длительной практики взаимоотношений между людьми. Такая норма может быть защищена государством. Роль государства по отношению к обычному праву проявляется:

- в обеспечении соблюдения рациональных правовых обычаев при-нудительной силой государства;

- в  оптимизации правовых обычаев, систематизации  норм обычного права, их использовании при создании писаных правовых норм.

Обычное право в настоящее время используется в ряде стран Азии и Африки с т.н. “традиционным” обществом, особенно в таких сферах как правовое регулирование статуса человека,  брачно-семейные отношения,  наследственные отношения,  регулирование землепользования между этническими группами.  Вместе с тем правовые обычаи могут иметь место и в достаточно развитых странах (например,  конституционные обычаи - негласные соглашения, регулирующие взаимоотношения между короной и парламентом, имеют большое значение в Великобритании).

Мусульманское право. Мусульманское право (шариат) - это строго конфессиональное право, тесно связанное с вероучением ислама. В отличие от других правовых систем шариат имеет предметом правового регулирования не только взаимоотношения между людьми, но и отношения между людьми и богом (ибадат). Шариатом определены пять видов действий мусульманина, которые имеют не только религиозно-этический, но и правовой смысл: а) обязательные, б) рекомендуемые, в) дозволенные, г) предосудительные, но не влекущие за собой применение наказания, д) запрещенные и подлежащие наказанию.  Источниками мусульманского права являются:

- Коран, священное писание мусульман, книга, о которой говорится “Итак, мы (т.е. Аллах, Господь) ниспослали его как арабский судебник”. Она состоит из высказываний пророка Мухаммеда в форме притч, молитв, проповедей, откровений и призывов, подлинным автором которых является бог, передающий посредством этого пророка (посланника) свое слово людям. Многие из этих высказываний имеют нормативно-правовое значение. Коран состоит из 6219 аятов (стихов), сведенных в 114  сур (глав). Правила поведения регулируют около 500 стихов, непосредственно правовой характер имеют положения, относящиеся к браку и семье (около 80). Большая часть имеющих правовое значение коранических положений имеют казуальный характер, то есть представляют собой конкретные указания, данные Мухаммедом в связи с частными случаями. Некоторые из такие указаний допускают весьма расширительной толкование. Например,  слова: “А тому же, кто не уверовал - тому удар мечом по шее !” могут быть совершенно по разному интерпретированы в зависимости от судебно-богословской позиции и политических взглядов комментатора. Это  привело к появлению противоречивых предписаний со стороны мусульманских юридических школ (мазхабов) в отношении выполнения коранических требований;

-  Сунна - священное предание мусульман, состоящее из  хадисов -рассказов о поступках  Мухаммеда. Из личного поведения пророка формулировались нормы, как рекомендательные, так и обязывающие. Кроме того, из Сунны выводятся процессуальные нормы, нормы брачного и наследственного права. 

-   Иджма - составленный сподвижниками пророка и  мусульманскими теологами-правоведами (муфтиями, имамами) сборник мнений по религиозным и правовым вопросам, одна часть  которых представляла собой интерпретации Корана и Сунны, а другая -  правила поведения, не связанные непосредственно с Мухаммедом, и получившими статус обязательной нормы в силу того, что были единогласно приняты авторитетными в вопросах ислама и права лицами. Руководствуясь словами Мухаммеда:  иджстихад фетва кияс фирманы кануны адат

Вопрос 7.     Понятие   и основные признаки  г о с у д а р с т в а .

Государство  - способ организации общества, представляет собой сложную,  структурированную систему органов власти и управления, функционирование которой должно обеспечивать развитие общества в целом и содействовать согласованию и удовлетворению индивидуальных, групповых и социальных интересов граждан.

Основные    п р и з н а к и    государства :

·  наличие территории.  Деятельность государства осуществляется  на всей, без какого-то ни было исключения, территории страны; в сфере данной деятельности находится  все ее население.

·  наличие правового регулирования (законодательства).  Государство функционирует, опираясь на право, то есть на систему правовых норм. В процессе своей законодательной деятельности оно формулирует  и делает общезначимыми, обязательными для всех правила поведения граждан (юридические нормы);

·  обладание правом определять основные направления развития общества. Осуществление данного права должно контролироваться населением   и, по возможности,  быть направлено на обеспечение интересов как отдельных граждан, так и общества в целом;

·  наличие публичной власти . Публичная власть - это  обеспеченная принуждением возможность и способность государства оказывать  определяющее воздействие на поведение граждан и социальных групп в целом в экономической, социальной, политической, военной и культурной сферах, принимать окончательные решения по всем существенно важным для общественной жизни вопросам;