Понятие права и государства. Правотворчество. Правонарушение и юридическая ответственность

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1.  Понятие   права и государства. Правотворчество.

Вопрос 1.   Понятие   п р а в а.

Понятие и предмет права.

Классификация юридических наук

Концепции  правопониманиятеологическая,  социологическая

Признаки права

Принципы права

Функции права

Отрасли права. Отрасли материального права - отрасли, которые непосредственно регулируют основы существования общества, государства и гражданина (человека): устанавливают и защищают формы собственности,  закрепляют государственный и общественный строй,  определяют права и обязанности физических и юридических лиц,  определяют  положение и прерогативы государственных органов власти и управления. Отрасли публичного права - Отрасли частного права Отрасли процессуального права -

Вопрос 2.   Понятие и содержание нормы права.

Понятие нормы права

Классификация норм права

Структура правовой нормы.  Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.    Гипотеза


Диспозиция

Санкция

Вопрос 3.  Правотворчество. Источники права.

Источники права:правовой обычай

Правотворчество – деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа),  уполномоченных на то общественных объединениий и организаций и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

В и д ы     правотворчества:

·  непосредственное правотворчество народа (референдум);

·  правотворчество государственных органов;

·  правотворчество должностных лиц.

Ф у н к ц и и    правотворчества:

·  обновление законодательства (издание новых нормативно-правовых актов);

·  устранение (отмена) устаревших юридических норм;

·  восполнение пробелов в праве.

Классификация нормативно-правовых актов

·  по юридической силе (законы и подзаконные акты);

·  по субъектам,  издающим нормативно-правовые акты (акты, принятые посредством всенародного голосования,  акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты контрольно-надзорных органов, акты кооперативных, акционерных, профессиональных и иных общественных объединений);

·  по сроку  действия (акты неопределенно длительного действия,  временные акты).

Закон – принятый в особом порядке органами законодательной власти нормативно-правовой акт, регулирующий важнейшие стороны общественных отношений и обладающий высшей юридической силой.

 Порядок принятия закона  – выдвижение законодательной инициативы, подготовка законопроекта, обсуждение законопроекта,   принятие и утверждение закона,  подписание и обнародование закона. 

Обсуждение и утверждение законопроекта может осуществляться в порядке континуитета (правило, разрешающее парламентариям перенести на следующую сессию рассмотрение тех  законопроектов, которые они не успели обсудить или утвердить до окончания текущей парламентской сессии)  либо дисконтинуитета (правило, такой перенос не разрешающее).

Подписание и обнародование закона называется промульгацией (от лат. promulgatio - объявление). Оно осуществляется в установленные конституцией сроки главой государства, после чего получает обязательную силу.

Признаки закона – принимаются только представительными органами законодательной власти или непосредственно народом в порядке референдума, обладают высшей юридической силой,  принимаются в особом процессуальном порядке,  содержат нормы первичного, исходного характера.

Виды законов  -  конституционные (конституция,  законы, вносящие изменения или дополнения в конституцию  и законы, конкретизирующие конституцию)  и текущие законы (обыкновенные,  органические или кодифицированные,  чрезвычайные или исключительные)

Подзаконные нормативно-правовые акты - акты, действие которых осуществляется на основании и во исполнение закона и ограничено компетенцией субъекта правотворческой деятельности. Делятся на :

·  акты главы государства, в РФ - Президента (указы, распоряжения);

·  акты Правительства (постановления, распоряжения);

·  акты министерств,  комитетов,  департаментов и иных ведомств (приказы, инструкции);

·  акты органов местного самоуправления, муниципальные акты (решения, постановления).

Акт главы государства в ряде стран требует контрассигнатуры, то есть скрепления подписью соответствующего министра, что означает установление юридической ответственности последнего за реализацию данного акта.

В соответствии с принципом верховенства закона  предписания подзаконных актов не должны противоречить требованиям законов, в случае же возникновения такого противоречия предпочтение необходимо отдавать закону.

Действие нормативных правовых актов (во времени, в пространстве, по кругу лиц):

а)  действие нормативных правовых актов  во времени  характеризуется:

-    моментом вступления в силу.  Закон  может вступать в силу  поэтапно, либо с момента принятия, либо с момента опубликования, либо по истечении 10 дней с момента опубликования, либо постепенно, то есть  по мере получения его адресатом,  либо в соответствии с указанной в законе  датой введения в действие;

                    -   наличием обратной (во времени) силы.  Означает то, что  закон может регулировать отношения, сложившиеся до его принятия. Это возможно только если в акте прямо об этом говориться или если закон  смягчает наказание или устраняет наказуемость деяния;

моментом утраты юридической силы.  Последнее может иметь место вследствие истечения срока действия акта либо вследствие изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт,  либо в случае прямой отмены акта, либо в результате фактической отмены ( когда  принят новый акт по тому же предмету регулирования, а старый формально не отменен) или же вследствие приостановления акта на определенный срок.

б)  действие нормативных правовых актов  в пространстве  характеризуется:

-  распространением на всю территорию государства;

-  распространением на определенную часть (регион) государства;

- распространением  на  воздушную территорию  государства (про-странство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства и находящееся под его суверенитетом. В соответствии с предложением Российской Федерации мировому сообществу необходимо установить высотную границу воздушной территории,  определив ее в 100 км);

-  распространением на военные (морские, речные, воздушные   и космические) корабли и станции;

- распространением на невоенные (морские, речные, воздушные и космические) корабли и станции :

· в водах и воздушном пространстве своего государства;

· либо в открытых водах и воздушном пространстве над ним;

в)  действие нормативных правовых актов  по кругу лиц  характеризуется:

-  по критерию пола, возраста, социального положения:

· распространением на мужчин (положение об обязательном призыве на воинскую службу);

·  распространением на женщин (льготы матерям-одиночкам);

· распространением на детей,  кормящих матерей, инвалидов, пенсионеров, военнослужащих и т.п.

-    по критерию политико-правовой связи с государством :

· распространением на граждан государства, на иностранных граждан, на лиц с двойным гражданством;

·  распространением  на лиц без гражданства,  на беженцев;

· распространением на почетных граждан, на  лица, обладающие дипломатическим иммунитетом

- по критерию профессиональной принадлежности  распространением на должностных лиц,  учителей, врачей, таможенников и т.п.

Вопрос 4.     Предмет и методы правового регулирования.

Предмет правового регулирования - область явлений, на которые распространяется право,  то, что требует правовой регламентации. Предметом правового регулирования могут быть:

Похожие материалы

Информация о работе