- индивидуальные и коллективные субъекты как таковые (например, их определение, статус, полномочия);
- поведение и деятельность субъектов (например, требования к по-ведению, ограничения в деятельности);
- объекты окружающего мира (то есть те предметы или явления, по поводу которых между людьми возникают и поддерживаются определенные отношения, например, отношения собственности, либо отношения пользования, владения и т.п.);
- социальные обстоятельства (все, что служит основанием для возникновения или прекращения правовых отношений, например, вступление в брак, заключение договора) .
Методы правового регулирования - приемы (способы, средства) воздействия права на предмет регулирования. Необходимо различать :
- императивный метод, при котором правовое регулирование имеет место по инициативе должностного лица (государственного органа), а не вследствие интересов и волевого устремления субъектов правоотношения (так, правовое регулирование в виде применения уголовно-правовой санкции может осуществляться вопреки интересов сторон, заключивших неправомерную сделку), и диспозитивный метод, который допускает варианты поведения сторон - участников ситуации правового регулирования (так, в гражданском праве при рассмотрении иска по поводу компенсации причиненного ущерба возможна ситуация, при которой участники тяжбы могут выбрать оптимальный вариант поведения, то есть либо решить дело путем полного возмещения, либо - частичного возмещения, либо путем примирения);
- методы дозволения ( разрешения определенных действий), обязывания (пред-писывания каких-либо действий в обязательном порядке ) и запрета (воспрещения каких-либо действий под угрозой применения сответствующей санкции);
- метод субординационного принуждения, представляющий собой применение основанного на власти приказа в административной, служебной, оперативной и иной деятельности должностных лиц и государственных органов, и метод поощрения, который может выражаться, например, в различных способах стимулирования материальной либо моральной заинтересованности работников в результатах труда (премирование, повышение тарифного разряда);
- метод равенства сторон в ситуации правового регулирования. Данный метод типичен для процессуального права и означает то, что участники ситуации правового регулирования (истец, ответчик, представители обвинения, представители защиты) находятся в одинаковом процессуальном положении, например и обвиняемый, и потерпевший, и прокурор, и адвокат находятся в одинаковом положении перед законом, перед судьей;
- метод саморегулирования правовых отношений. Означает способ самостоятельной юридической деятельности граждан, государственных и общественных организаций, например, при заключении различных договоров.
Вопрос 5. Систематизация права. Означает сведение нормативно-правовых актов в определенную систему. Способами систематизации права являются:
- учет нормативно-правовых актов - то есть сбор нормативно-правовых актов, их хранение, разнесение документов по рубрикам, разработка и применение способов поиска необходимых документов (картотека, электронный поиск документов);
- инкорпорация нормативно-правовых актов - объединение нормативно-правовых актов по определенному критерию в единые сборники без внесения изменений в текст нормативных документов. Различаются:
· хронологическая инкорпорация (сведение нормативно-правовых актов в определенную последовательность по времени их издания и предметная инкорпорация -(сведение нормативно-правовых актов в тематический сборник, например, сборник нормативно-правовых актов о службе в правоохранительном ведомстве);
· официальная инкорпорация (подготовка сборников нормативно-правовых актов уполномоченными на то органами или самими правотворческими органами, издавшими эти акты), полуофициальная инкорпорация (издание сборников нормативно-правовых актов, которое, с одной стороны, разрешено, но, с другой стороны не связано с официальным одобрением либо утверждением со стороны соответствующего правотворческого органа. Так, правоохранительное ведомство имеет право в интересах дела издать сборник инкорпорированных актов, однако ответственность, например, за полноту текста нормативного акта правотворческий орган не несет) и неофициальная инкорпорация (подготовка инкорпорации с целью научного анализа нормативно-правовых актов или с целью их преподавания, в учебном заведении, юридическом отделе правоохранительного органа).
- консолидация нормативно-правовых актов - сведение нескольких нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. При таком способе систематизации либо создается нормативно-правовой акт, объединяющий предметы регулирования, какие-то иные существенные стороны предшествующих актов в новом нормативном тексте, либо нормативно-правовой акт, в котором тексты старых законов объединены с сохранением своего содержания (Великобритания);
- кодификация нормативно-правовых актов. Создание путем правотворчества, то есть на основе пересмотра имеющегося и отмены устаревшего законодательства, единого, согласованного и многоаспектного правового акта, который систематизирует какую-либо область, отрасль или подотрасль права (например, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ).
Вопрос 6. Правовые системы и правовые семьи. В современном праве различаются национальные правовые системы (около 200) и правовые семьи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.