Понятие права и государства. Правотворчество. Правонарушение и юридическая ответственность, страница 2

-  индивидуальные и коллективные субъекты как таковые (например, их определение, статус, полномочия);

поведение и деятельность субъектов (например, требования к по-ведению,  ограничения в деятельности);

объекты окружающего мира (то есть те предметы или явления,  по поводу которых между людьми  возникают и поддерживаются определенные отношения, например, отношения собственности, либо отношения пользования, владения и т.п.);

-  социальные обстоятельства  (все, что служит основанием для возникновения или прекращения правовых отношений, например, вступление в брак,  заключение договора) .

Методы правового регулирования - приемы (способы, средства)  воздействия права на предмет регулирования. Необходимо различать :

- императивный метод, при котором правовое регулирование имеет место  по инициативе  должностного лица (государственного органа), а не вследствие интересов и волевого устремления  субъектов правоотношения (так,  правовое регулирование в виде применения уголовно-правовой санкции может осуществляться вопреки  интересов сторон,  заключивших неправомерную сделку),  и диспозитивный метод,   который допускает варианты поведения сторон - участников ситуации правового регулирования (так,  в гражданском праве при рассмотрении иска по поводу  компенсации причиненного ущерба  возможна ситуация, при которой участники тяжбы могут выбрать оптимальный вариант поведения, то есть   либо решить дело путем полного возмещения, либо -  частичного возмещения,  либо путем примирения);

-  методы   дозволения ( разрешения определенных действий), обязывания (пред-писывания каких-либо действий в обязательном порядке ) и   запрета (воспрещения каких-либо действий под угрозой применения  сответствующей санкции);

- метод  субординационного принуждения,  представляющий собой применение основанного на   власти приказа в административной, служебной, оперативной и иной деятельности должностных лиц и государственных органов,  и метод  поощрения,  который может выражаться, например,  в различных способах стимулирования материальной либо моральной заинтересованности работников в результатах труда (премирование, повышение тарифного разряда);

- метод равенства сторон в ситуации правового регулирования. Данный метод типичен для процессуального права и означает то, что участники ситуации правового регулирования (истец, ответчик, представители обвинения, представители защиты)  находятся в одинаковом процессуальном положении, например и обвиняемый, и потерпевший, и прокурор, и адвокат находятся в одинаковом положении перед законом, перед судьей;

- метод  саморегулирования правовых отношений. Означает способ  самостоятельной юридической деятельности граждан, государственных и общественных организаций, например, при заключении различных договоров.

Вопрос 5.     Систематизация права.  Означает  сведение нормативно-правовых актов в определенную систему. Способами систематизации права являются:

- учет нормативно-правовых актов - то есть сбор нормативно-правовых актов,  их хранение, разнесение документов по рубрикам,  разработка и применение способов поиска необходимых документов (картотека,  электронный поиск документов);

- инкорпорация нормативно-правовых актов  - объединение нормативно-правовых актов по определенному критерию в единые сборники без внесения изменений в текст нормативных документов. Различаются:

·  хронологическая   инкорпорация (сведение нормативно-правовых актов в определенную последовательность по времени их издания и   предметная  инкорпорация -(сведение нормативно-правовых актов в тематический сборник, например, сборник нормативно-правовых актов о службе в правоохранительном ведомстве);

·   официальная  инкорпорация (подготовка сборников нормативно-правовых актов уполномоченными на то органами или самими правотворческими органами, издавшими эти акты),  полуофициальная  инкорпорация (издание сборников нормативно-правовых актов,  которое, с одной стороны, разрешено, но, с другой стороны не связано с официальным одобрением либо утверждением со стороны соответствующего правотворческого органа. Так, правоохранительное ведомство имеет право в интересах дела издать сборник инкорпорированных актов, однако ответственность, например,  за полноту текста  нормативного акта  правотворческий орган не несет)  и   неофициальная  инкорпорация (подготовка инкорпорации  с целью научного анализа нормативно-правовых актов или с целью их преподавания, в  учебном заведении, юридическом отделе правоохранительного органа).

- консолидация нормативно-правовых актов - сведение нескольких нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. При таком способе систематизации либо создается нормативно-правовой акт, объединяющий предметы регулирования, какие-то иные существенные стороны предшествующих актов в новом нормативном тексте, либо нормативно-правовой акт,  в котором тексты старых законов объединены с сохранением своего содержания (Великобритания);

- кодификация нормативно-правовых актов.  Создание путем правотворчества, то есть на основе пересмотра имеющегося и отмены устаревшего законодательства,  единого, согласованного и многоаспектного правового акта,  который систематизирует какую-либо область, отрасль или подотрасль права (например, Уголовный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ).

Вопрос 6.    Правовые системы и правовые семьи.  В современном праве различаются национальные правовые системы (около  200) и правовые семьи.