- относительно редкое разрушение программных компонентов и необходимость их физической замены приводит к принципиальному изменению понятий сбоя и отказа программ и к разделению их по длительности восстановления относительно некоторого времени простоя, допустимого для функционирования информационной системы;
Для полного определения понятия надежности ИС, а также для корректного определения атрибутов ее субхарактеристик необходимо дать описание понятия «проявление дефекта».
Проявление дефекта ИС – любое искажение (аномалия) программ, данных или вычислительного процесса, которое приводит к регистрируемому нарушению работоспособности ИС. {Регистрируемость – пример с продуктами Microsoft.}
Замечание. Иногда, для краткости, вместо термина «проявление дефекта» употребляют просто термин «дефект». Это может вносить некоторую путаницу, поскольку «дефект» - это свойство ИС (ошибка в программе, в данных и т. д.) которое приводит к нарушению работоспособности ИС, а «проявление дефекта» - это событие, происходящее при ее функционировании. Однако из контекста обычно бывает ясно, в каком смысле употребляется этот термин.
Надежность ИС является динамической (проявляющейся во времени) характеристикой ИС и существенно отличается от понятия статической корректности программ.
Проявления дефектов разделяются на сбои и отказы по временному показателю длительности восстановления после любого искажения (см. выше).
То есть задается некоторый временной порог, и если длительность восстановления меньше заданного порога, зарегистрированное нарушение работоспособности считается сбоем, а при длительности восстановления, превышающем пороговое значение, оно считается отказом.
Пороговое время восстановления работоспособного состояния системы, при превышении которого следует фиксировать отказ, близко к периоду решения задач для подготовки информации соответствующему абоненту. Поэтому для его корректной установки в конкретной ИС необходим анализ динамических характеристик абонентов – потребителей данных и временных характеристик функционирования программ.
Быстрое реагирование проявление дефекта, т. е. восстановление работоспособности за время меньшее, чем порог между сбоем и отказом, определяет высокую надежность ИС. Надежность функционирования ИС наиболее широко характеризуется устойчивостью (способностью к безотказному функционированию) и восстанавливаемостью работоспособного состояния после произошедших сбоев или отказов.
Общепринятые атрибуты субхарактеристик надежности ИС, их меры и шкалы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Субхарактеристики и атрибуты надежности ИС |
Мера |
Шкала |
|
Завершенность |
наработка на отказ при отсутствии рестарта |
Часы |
10 – 1000 |
Устойчивость к дефектам |
наработка на отказ при наличии автоматического рестарта |
Часы |
10 – 1000 |
относительные ресурсы на обеспечение надежности и рестарта |
% |
10 – 90 |
|
Восстанавливаемость |
длительность восстановления |
Минуты |
10-2 – 10 |
Доступность – готовность |
относительное время работоспособного функционирования |
Вероятность |
0.7 – 0.99 |
Завершенность - свойство ИС не попадать в состояния отказов вследствие ошибок и дефектов в программах и данных.
Количество необнаруженных дефектов и ошибок в ИС непосредственно отражается на длительности нормального функционирования ИС между сбоями и отказами. Завершенность можно характеризовать наработкой (длительностью) на отказ при отсутствии автоматического восстановления – рестарта, измеряемой обычно часами. На этот показатель надежности влияют только отказы в результате проявившихся дефектов ИС.
Замечание. Обычно в качестве методики определения значения этого атрибута выбирается измерение времени нормального функционирования ИС с момента ее запуска до первого сбоя или отказа. {О методиках – позже.}
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.