Надежность информационных систем. Классификация ИС по показателям субхарактеристик надежности. Средства обеспечения надежности ИС, страница 4

- относительно редкое разрушение программных компонентов и необходимость их физической замены приводит к принципиальному изменению понятий сбоя и отказа программ и к разделению их по длительности восстановления относительно некоторого времени простоя, допустимого для функционирования информационной системы;

Для полного определения понятия надежности ИС, а также для корректного определения атрибутов ее субхарактеристик необходимо дать описание понятия «проявление дефекта».

Проявление дефекта ИС – любое искажение (аномалия) программ, данных или вычислительного процесса, которое приводит к регистрируемому нарушению работоспособности ИС. {Регистрируемость – пример с продуктами Microsoft.}

Замечание. Иногда, для краткости, вместо термина «проявление дефекта» употребляют просто термин «дефект». Это может вносить некоторую путаницу, поскольку «дефект» - это свойство ИС (ошибка в программе, в данных и т. д.) которое приводит к нарушению работоспособности ИС, а «проявление дефекта» - это событие, происходящее при ее функционировании. Однако из контекста обычно бывает ясно, в каком смысле употребляется этот термин.

Надежность ИС является динамической (проявляющейся во времени) характеристикой ИС и существенно отличается от понятия статической корректности программ.

Проявления дефектов разделяются на сбои и отказы по временному показателю длительности восстановления после любого искажения (см. выше).

То есть задается некоторый временной порог, и если длительность восстановления меньше заданного порога, зарегистрированное нарушение работоспособности считается сбоем, а при длительности восстановления, превышающем пороговое значение, оно считается отказом.

Пороговое время восстановления работоспособного состояния системы, при превышении которого следует фиксировать отказ, близко к периоду решения задач для подготовки информации соответствующему абоненту. Поэтому для его корректной установки в конкретной ИС необходим анализ динамических характеристик абонентов – потребителей данных и временных характеристик функционирования программ.

Быстрое реагирование проявление дефекта, т. е. восстановление работоспособности за время меньшее, чем порог между сбоем и отказом, определяет высокую надежность ИС. Надежность функционирования ИС наиболее широко характеризуется устойчивостью (способностью к безотказному функционированию) и восстанавливаемостью работоспособного состояния после произошедших сбоев или отказов.

2.2.2. Субхарактеристики надежности

Общепринятые атрибуты субхарактеристик надежности ИС, их меры и шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Субхарактеристики и атрибуты надежности ИС

Мера

Шкала

Завершенность

наработка на отказ при отсутствии рестарта

Часы

10 – 1000

Устойчивость к дефектам

наработка на отказ при наличии автоматического рестарта

Часы

10 – 1000

относительные ресурсы на обеспечение надежности и рестарта

%

10 – 90

Восстанавливаемость

длительность восстановления

Минуты

10-2 – 10

Доступность – готовность

относительное время работоспособного функционирования

Вероятность

0.7 – 0.99

Завершенность - свойство ИС не попадать в состояния отказов вследствие ошибок и дефектов в программах и данных.

Количество необнаруженных дефектов и ошибок в ИС непосредственно отражается на длительности нормального функционирования ИС между сбоями и отказами. Завершенность можно характеризовать наработкой (длительностью) на отказ при отсутствии автоматического восстановления – рестарта, измеряемой обычно часами. На этот показатель надежности влияют только отказы в результате проявившихся дефектов ИС.

Замечание. Обычно в качестве методики определения значения этого атрибута выбирается измерение времени нормального функционирования ИС с момента ее запуска до первого сбоя или отказа. {О методиках – позже.}