Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство: Сборник статтей по высокоскоростном движении, страница 5

Превосходство Испании будет характеризоваться не только протяженностью высокоскоростной сети. Испания начала развитие высокоскоростной сети уже в момент наличия отработанных технологий и может внедрять самые инновационные решения. Для высокоскоростной железнодорожной системы Испании будут характерны такие качества, как современность, безопасность и устойчивость. Большую часть парка подвижного состава компании-оператора Renfe Operadora в 2010 г. составит новая или полностью обновленная техника. Новая инфраструктура высокоскоростных линий будет использована для организации движения поездов не только компании Renfe Operadora, но и её вероятных конкурентов.

Из общей протяженности 7000 км ( скорость - более 270 км/ч) высокоскоростных железных дорог в мире, около 60% приходится на долю Европы. Остальная часть построена в Азии. При этом именно в Азии находится страна с наиболее развитой сетью высокоскоростных дорог. Япония располагает 8-ю линиями Синкасен. Система Синкасен – это более 2000 км линий, парк из 500 современных поездов и самый высокий пассажирооборот для высокоскоростного движения – 77, 900 млрд. пасс.- км. 

Image:Tsubame800.jpg

Рис. 2. Японский поезд серии 800

Япония стала первой страной, где было открыто высокоскоростное движение: в 1964 г. , накануне Олимпийских игр, начала функционировать линия «Токайдо Синкасен» между Токио и Осакой. Менее чем за три года объем  пассажирских перевозок составил порядка 100 млн. чел. В настоящее время эта линия ежедневно перевозит около 400 тыс. пассажиров. 350 поездов ежедневно курсируют по этой линии со скоростью 270 км/ч, с интенсивностью движения до 15 поездов в час, при этом неукоснительно соблюдается расписание движения. Наиболее крупные вокзалы: Токио, Иокогама, Нагоя, Киото и Осака.      

В сентябре 1981 г. началась эксплуатация первой высокоскоростной линии в Европе: между Парижем и Лионом. Сегодня, спустя четверть века, Франция закончила строительство высокоскоростной магистрали Париж – Страсбург TGV-Запад. В результате на сегодняшний день крупнейшая в Европе сеть высокоскоростных дорог получила существенное развитие.

With the success of the French TGV system, the passenger demand has increased to such an extent that the introduction of the double decker Duplex TGV has been necessary.

Рис. 3. Двухэтажный французский поезд Duplex TGV

Новая линия, на которой поезда смогут развивать скорость до 320 км/ч и которая позволит сократить время в пути с 4 ч. до 2 ч. 20 мин., будет пущена в эксплуатацию в июне 2007 г.  Линия послужит развитию высокоскоростного международного сообщения: с ее помощью можно будет значительно быстрее доехать из Парижа в Швейцарию, Германию и Люксембург.

Во время испытаний новой линии Париж – Страсбург поезд TGV достиг на одном из участков скорости 574,8 км/ч. Предыдущий рекорд принадлежал также TGV и равнялся 515 км/ч. Рекорд был побит в преддверии начала регулярных рейсов со скоростями до 350 км/ч. Эксперты считают, что безопасная коммерческая скорость должна быть на 200 км/ч ниже действующего рекорда.

Yahoo! News

Рис. 4. Машинист поезда, установившего рекорд

Yahoo! News

Yahoo! News

Рис.  4 и 5.  Поезд TGV во время рекордного пробега

Установление рекорда скорости транслировалось по французскому телевидению. Целью такого эксперимента была не только реклама производителя поездов компании Альстом, но и обкатка техники в полевых условиях и получении  необходимых данных для дальнейших испытаний.

 В будущем линия будет продолжена до Меца и Саарбрюккена (Германия), и по ней будут курсировать поезда, принадлежащие как французским, так и германским компаниям-операторам.

Рис. 4. К 2010 г. европейские высокоскоростные линии значительно увеличат свою протяженность

Кроме Испании и Франции, соответственно третьей и первой по протяженности скоростных линий в Европе, высокоскоростные железные дороги имеются еще в четырех странах: Германии, занимающей 2-е место, Италии, Бельгии и Великобритании. Германские железные дороги осуществляют высокоскоростные перевозки с 1988 г., когда было открыто сообщение между Фульдой и Вюрцбургом.

Италия сегодня является четвертой страной в Европе по протяженности высокоскоростных линий: 562 км. Основные магистрали: «Диреттиссима», между Римом и Флоренцией, действующая с 1991 г., и новые линии, открытые менее года назад: Рим - Неаполь (первая полностью совместимая с ERTMS – Европейской системой управления железнодорожным движением) и Турин - Новара.   

Сеть высокоскоростных линий в Бельгии и Великобритании не столь разветвлена, но в обеих странах имеются планы по ее развитию. В частности, в 2007 г. планируется ввести в строй участок пути от Лондона до тоннеля под Ла-Маншем, и таким образом из столицы Великобритании можно будет доехать до Парижа менее чем за два с половиной часа.                                                   

В Азии, кроме Японии, система высокоскоростных железнодорожных сообщений имеется в Республике Корея и на Тайване.


Проекты строительства высокоскоростных линий

·  Нидерланды: строительство линии, которая соединит бельгийскую границу с Роттердамом и Амстердамом. Ввод в эксплуатацию – не ранее 2008 г.;

·  Португалия: линия Лиссабон-Опорто, а также линия Лиссабон-Мадрид, которую планируется открыть в 2013 г.;

·  Аргентина: правительством страны выделены средства на строительство высокоскоростных линий, которые свяжут Буэнос-Айрес, Росарио и Кордову;

·  Китай: к 2010 г. планируется построить 1800 км высокоскоростных дорог;

·  США: в предстоящем десятилетии планируется завершение строительства двух участков калифорнийского коридора. 

Источник: «España tendrá 2.230 km de alta velocidad», журнал железнодорожной компании Renfe Operadora “Еn Punto”,  2007, № 6, Р. 1