Имиджеология. История формирования понятия «имидж». Считывание имиджа. Функции имиджа. Природные предпосылки формирования имиджа, страница 4

2.  сотворение мира демиург – создающий мир абстрактные характеристики мира vs мир до сотворения как несовершенный, формирование нового порядка; человек – божество в райском мире.

3.  солярные/солнечные: аналог современного совершенства, свечение и харизма, до Солнца все было бесцветно и темно, однородно (особенно часто применимо в политической рекламе, в рекламе фотоаппаратов и пленок) – из черно-белого мира проблем потребитель переходит в лучезарное солнечное пространство.

4.  рождение: связь с космогоническими мифами и мифами о сотворении человека; все происходящее совершается по образу и подобию человека (применяется на презентациях, при представлении новой услуги, лидера, в связи с началом деятельности на рынке, когда есть необходимость в позиционировании – вписании в рыночный контекст с наименьшими потерями)

5.  смерть: выработка алиби для массового сознания (применяется в случае банкротства, кризиса, прекращения деятельности – например, «завершения жизненного цикла товара»)

6.  календарные культы: комплекс мероприятий, связанных с цикличностью в природе и деятельности людей; цель – имитация приобщения к процессам природы и истории, летоисчисления, астрономии.

7.  американская мечта: в основе – профессионализм и М. Вебер, который полагал, что профессия – призвание человека, Beruf oder rufen -  быть призванным богом; все, что человек делает, он делает достойно; индивидуализм воспринимается как нормальное состояние – не одиночество; человек создает себя сам, жизнь человека – прогресс; достигнув вершины, человек живет «в стиле жизни». Также существуют региональные мифы: «Урал – опорный край (окраина) державы», и этнокультурные мифы: почти все нации полагают себя светлыми, голубоглазыми блондинами, т.е. лучше и другими.

архаизация – возвращение человека на более раннюю ступень психологического развития; оппозиция свои vs чужие; наличие образа врага объединяет; чем сильнее принижен враг, тем значительнее роль героя мифа; обожествление лидера, который часто «закрыт», появление редкое, строго в ритуальные моменты; лидер как бы вечен, неизменнен. Возрождение роли защитных барьеров, недоступных для другого, чужого (Китайская стена, Берлинская стена – символы; паспортный режим, таможня)

Архетип персоны в политическом контексте

для восприятия используется интуиция и логика (т.е. архаичный и современный человек). Персона: в античности – маски, обозначающие роли; в политике – социальные или политические роли. Восприятие человека как более стабильного, надежного, профессионального в своей социальной роли. Персону создает не сам человек – это ответ на ожидания общества, коллективный образ, т.к. лепится из потребностей многих людей; нельзя воспринимать  индивидуальные черты через персону, т.к., будучи жесткой, она отрицает саму личность; персона упрощает контакт с аудиторией, указывает на то, чего можно от человека ожидать.

Архетип  «Трикстер»: например, греческий бог Гермес – проводник людей в подземный мир, шутник, обманщик; абсолютно нестабилен – полная противоположность персоны: хитроумие и озорство, нарушение прежних традиций ради поиска новых идей, нарушение культурных запретов, противостоит застою, чем-то близок врагу, но не так негативен. Общество приписывает трикстеру свои недостатки.

Сперва противоречивое сообщение, потом его опровержение – интерес к персонажу трюкача, но современное общество такая фигура раздражает.