Имиджеология. История формирования понятия «имидж». Считывание имиджа. Функции имиджа. Природные предпосылки формирования имиджа, страница 3

Признаки харизмы могут заменяться элементами имиджа (разработанные признаки, выделяющие субъект из толпы: фразы, интонации), идейной или поведенческой новизной, театральностью (ритуалы, эмблемы), внешним и идеологическим постоянством, постоянной борьбой с какой-либо силой, присутствие в месте происшествия какой-либо беды, периодическое провоцирование необходимости быть защищенным последователями.

Существует габитарный  имидж (внешняя и внутренняя стороны).

28.10.2004
Инструментарий имиджеологии

1.  учет стереотипов (не рекомендуется ломать старые – предпочтительнее создавать новые)

по И.Л. Викентьеву, стереотип – доминанта, т.е. управляющий поступками компонент.

Стереотипы бывают «+» и «-», причем преобладает чаще «-».

2.  учет особенностей визуального восприятия

Р. Арнхейм: особая роль левой стороны. Изображения в анфас – разряд икон, как бездействующий, идеализируемый, абстрактный образ; профиль – активность, воздействие на внешний мир.

Б. Раушенбах: о визуальном построении в искусстве (зрение и мозг: при визуальном восприятии участвует не только зрение – подключается и предыдущий опыт).

П. Флоренский: тезис о преобладании в каждой культуре различных пространственных координат; математически рассчитанное совмещение горизонтали и вертикали у греков («золотое сечение», учет позиции воспринимающего); различение восприятия пятна и линии: яркое пятно воспринимается как продолжение поверхности.

В. Кандинский: линия – след движущейся точки; акцентуация необходимости организации сценария восприятия; восприятие элементарных геометрических форм («Черный квадрат», «Овал я сегодня люблю даже немного больше, чем коня»; круг) – вызывают у человека ощущение целостности объекта; синтез визуальных ощущений с другими видами информации (форма+цвет объекта: круг синий, треугольник красный, квадрат желтый)

Х. Шифферман, «Психология ощущений»


3.  эмоционализация необходимо не только вызвать эмоции, но и поддержать их.

Как поддержать накал эмоций:

üконкретизировать информацию

üучитывать механизм сопереживания (заимствовать эмоции, вызванные другим субъектом)

ü учитывать мифологичное сознание (=миф)

Миф синтезирует в себе иррациональное и рациональное объяснение мира; главная задача – достижение духовно-психологического комфорта человека; миф – аксиома, структурирующая антропоморфный мир, в котором неизбежен страх перед «бесчеловечными» машинами. Миф рождается в коллективном сознании с использованием операторов универсальности («Принято считать, что…»). Миф легко переводится в любые простые ситуации. Объяснив явление однажды, мифологичное сознание не стремится к новым попыткам.

Мифологическая реальность: образы-симулякры.

Функции мифа (Почепцов):

ü энергетическая: миф связывает и направляет социальную энергию

ü соз(и)дание коллективов

ü формирование коллективной идентичности

ü сохранение и воспроизведение коллектива

ü структурирование пространства на центр (наиболее значимый персонаж мифа) и периферию (пространство борьбы)

05.11.2004                                       Мифологемы

мифологемы – наиболее распространенные образы

1.  звездная: ореол, орбита; харизматическая энергия, сила; астральные мифы; человек в терминах астрологии (применяется в политике, showbiz, моде, спорте).