Зрелая схоластика.
Аристотелевский Ренессанс.
В 10 веке были известны лишь Категории Аристотеля (ни метафизика, ни учение о душе). Другие трактаты попадают в западную Европу в 11 веке, во время отвоевания запада от арабов. В 12 веке в руки западноевропейских ученых попадают оригиналы Аристотеля. Что произошло в западной теологии, когда такие люди, как Альберт Великий, Фома Аквинский и ряд других авторов прочли Аналитику Аристотеля? Аристотелевский идеал науки предполагал, что она есть совокупность систематически построенных, в логическом порядке высказываний и зависят от последних оснований (аксиомы) – абсолютно истинные высказывания, которые невозможно отрицать, не впадая в противоречие. Но т.к. в 12 веке царицей наук считалась теология, то она вполне вписывалась в концепцию Аристотеля. Посылка «Бог есть» воспринималась как аксиома, поскольку сообщена в божественном откровении. К числу аксиоматических истин относятся не только те истины, которые ум способен познавать, но и те принципы, которые превосходят человеческую способность. А поскольку люди мыслящее стремились познать содержания христианской веры, то теология естественным образом включила в себя философскую рефлексию, что в конечном счете привело к рационализации теологии, сделало ее псевдонаучной системой. Форма изменилась, но содержание осталось почти тем же. «Наука должна строится на основе человеческого наблюдения» Бэкон, но схоласты считали не так!
Схоласты не только те, кто писали богословские трактаты по типу аристотелевской «Логики», но так же те, кто комментировал отцов и священное писание. «Сентенция» Петра Ломбардского представляла собой сборник цитат богословов и отцов церкви,, состоял из 4 книг. Первая: что есть бог, вторая: творения, третья: воплощение и искупление, четвертая: таинства католической церкви. Петр приводил два противоречащих мнения, далее анализировал их и пытался примерить на первый взгляд непримиримые суждения. Этот метод работы получил название «сентенция». В средние века начали раздаваться недовольства книгой Петра, т.к. она подменяет священное писание. И не безосновательно. Писание привлекалось с целью поддержки богословских выводов, и конечно протестантизм выступал против такого использования Священного писания.
Социаьно-политические условия возникновения университета.
Университетам предшествовали «studium generale» (общий курс обучения). Что касается самого слова «университет» (universitas), то оно поначалу использовалось для обозначения совокупности учителей и учеников находящихся в одном месте. Первые факультеты: теология, право и медицина. Университеты получили хартии, а преподаватели получили право преподавать в любом университете. Так Сорбонна выросла из прикафедральной школы. Дата основания 1215 год, в этом году он получил устав, который был утвержден папским посланником Роббером де Курконом. Университеты изначально курировал папский престол, это были не светские учебные заведения, а духовные. Помимо Сорбонны, можно назвать Оксфорд, чуть позднее Кембриджский университет, в Испании основан университет Саламанки, чуть позднее университеты появляются в Германии – Кельнский университет. В рамках университета открываются институты, которые курируют новые монашеские ордена (доминиканцы и францисканцы). Большую роль играли доминиканцы, т.к. этот орден был создан Папой для борьбы с ересью. Название происходит от имени Святого Доминика, который «ходил по городам и сжигал еретические книги». Если разложить имя Dominicanes – получится canes Domini «Псы господни». Ведущими доминиканцами были лучшие богословы (Фома Аквинский).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.