Зрелая схоластика. Аристотелевский Ренессанс. Социально-политические условия возникновения университета, страница 2

Курс был рассчитан примерно на 20 лет. В университет приходили юноши 14 лет. Студенты сначала 6 лет учились на факультете искусств (философии). Этот факультет был добавлен к базовым искусствам. По окончанию этого факультета студент становился «baccalaureus», и могли преподавать, начиная с 21 года. Литература и история тогда не изучались, но большое внимание уделялось грамматике. По окончанию факультета философии осуществлялся переход на факультет теологии, обучение на котором длилось примерно 8 лет. После он мог стать бакалавром теологии, и в течении 2 лет читать лекции по Библии, потом 1-2 год по Сентенциям. Таким образом, он мог стать Магистром Теологии. Это была самая вожделенная цель молодого человека, пришедшего в университет. Образовательный статус человека был очень престижный. Это предполагало высокий доход, определенный авторитет и власть. Весь университетский курс был направлен на воспроизводство преподавателей. Университеты 12-13 веков носили элитарный характер. Не многие были способны на столь решительный шаг. Так Фома Аквинский вступил в серьёзный спор с отцом и братьями, т.к. те считали, что это не его дело, и он должен заниматься своими дворянскими обязанностями. Самые выдающиеся мыслители средневековья были Теологами.

Основной формой обучения была лекция (от латинского Lectio –чтение). Преподаватель читал первоисточник и сопровождал прочтение комментариями (глоссами). Следующий важный элемент это диспут. Существовали спорные вопросы (quaestiones disputatae). Излагались противоположные друг другу мнения, с привлечением священного писания. Затем студент давал свой ответ (responsio), потом вступал профессор, который давал свое решение (determination). Были так же и занятия, на которых задавались вопросы по любой теме (quaestiones quodlibetales).

Альберт Великий. Был доминиканцем. Учился в Кельне, в Париже. Поставил на прочную основу преподавание в доминиканской школе в Кельне. ОН занимался пересказам работ Аристотеля, Боэция, и одним из первых составил «Руководство по теологии» (Summa theologiae). Он попытался соединить теории Аристотеля с идеями заимствованными из неоплатонизма и мусульманской философии. Этот синтез в первую очередь выразился в размышлении о душе. Концепцию Аристотеля он пытается примирить с представлением Платона и неоплатоник.

Фома Аквинский. Ученик Альберта Великого. Крупнейший Богослов 13 века. Имя, с которым ассоциируется схоластика. Его учение получило название «Томизм». Томизм можно назвать эклектизмом, все, что мы у него находим, так или иначе, встречалось у арабских мыслителей. Он дал для запада новую трактовку проблемы, новые способы аргументации, дал ответы на вопросы, которые бытовали в богословии до него. Аристотель «говорит» на латинском, а не на греческом – последствия влияния схоластики. Фома родился в замке, неподалеку от городка Аквина. Он отправляется на обучение, потом на некоторое время возвращается в семью, но ненадолго, что бы в том же году стать студентом факультета искусств. В 20 лет он принимает титул монаха доминиканца. За этим следует длительная командировка в Париж. Семья была недовольна, что Фома пошел по пути Теологии. Братья устроили налет на Фому с генералом ордена, генерала отпустили, а Фому вернули в замок. Через несколько лет он продолжил обучение на теологическом факультете. После отправляется в Кельн, что бы руководить там доминиканским орденом, потом возвращается в Париж, где готовится к получению степени Магистра Теологии. ОН получается искомую степень магистра, едет в Италию, где занимается преподавательством. Но, по всей видимости, интеллектуальный уровень Италии его не устроил, и он отправляется в Париж. Получает приглашение от Папы приехать на Лионский собор. Но по дороге умер от сердечного приступа.

Первое сочинения Фомы называется «О сущем и сущности». Аквинат не считает, что существование есть только некоторая акциденция. Сущность обладает бытием благодаря акту (акт – действительность) существования. Ни одна конечная вещь не существует необходимо. Из самой сущности человека не вытекает, что человек есть. Всякое высказывание о существование чего-либо, субъектом которых является конечная вещь. Напоминает 2 доказательство Ансельма. Чистая сущность по Аристотелю – ум. У Фомы выстраивается иерархия: от материи как чистой потенции, до Бога и его ангелов, которые суть чистый акт. Вся вселенная лишена статичности.