1. actus - ἐνέργεια, ἐντελέχεια. Деятельное осуществление чего-либо. Рассматривается как сущность и существование вещи. Душа первая энтелехия организма. Термины Аристотеля.
2. affectus. Эмоциональное состояние души.πάθος. Элемент риторики Аристотеля.
3. amor - ἔρως, ϕιλία. Бог любви. Эрос у Аристотеля обернулся энтелехией. Филия – любовь-дружба, обусловленная личной симпатией и социальными связями.
4. ancilla theologiae. «Служанка теологии». Так в средние века богословы определяли назначение философии. Фома утверждал, что теология должна использовать философию как инструмент, но не с целью ее порабощения, а для улучшения теологии.
5. anima – ψυχή. Анима – неразумная часть души, женская сторона личности мужчины. Псюхэ – душа. Аристотель изъял Псюхэ из космологии, передав функции «самодвижущего» начала природе, и различал 3 способности: питательную, чувствительную и поэтическую.
6. bonum - ἀγαθόν. Добро, благо. Бонум, по Фоме, то добро относительное, которое полагается в соответствии с желаниями, то добро абсолютное.
7. causa - αἰτία. Причина, снование. У Аристотеля 4 группы: формальная, материальная, движущая и целевая. У фомы причина – многообразие субстанций.
8. Civitas Dei. «Град Божий». Один из основных трудов Августина. Противопоставляется граду земному (civitas terrena).
9. creatio. Творение, создание. Креационизм – теологическая мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы жизни были созданы Богом.
10. credo quia absurdum. «Верую ибо абсурдно». Из сочинения Тертуллиана («О плоти Христа»). Поддержан и другими отцами церкви.
11. credo ut intelligam. «Верую дабы разуметь». Максима Ансельма основанная на высказывании Августина.
12. causa materialis. Из чего происходит данный факт, составляется данный предмет. Вопрос о материи.
13. causa formalis. Сообразно чему есть данный предмет. Вопрос о формальной причине.
14. causa agens sive efficiens. От чего произведена данная действительность. Вопрос о производящей причине.
15. causa finalis. Ради чего нечто происходит или существует. Вопрос о цели или конечной причине.
16. deus – ϑεός. Бог или Божество. В поздней латинской традиции используется для обозначения Христианского Бога.
17. disputatio. Один из элементов обучения в университете. Излагались противоположные друг другу мнения с привлечением священного писания.
18. elementum - στοιχεῖον. Составная часть, основа. Согласно Фоме, в определении элемента выделяются 4 вещи (причина, принцип, внутреннее содержание и то, что элемент имеет различные виды).
19. emanation. Центральное понятие неоплатонизма. Переход от высший онтологической ступени (Единое) к низшим, менее совершенным (Плотин). По Эриугене, эманация – исхождение Святого Духа от Бога Отца и Бога Сына.
20. ens - ὄν. То, что есть; вещь, которая есть. По Фоме, «энс выражает акт бытия». Термин появился в «Метафизике» Аристотеля.
21. esse - εἶναι. Бытие, существование. По Фоме, о бытии говорят в 3 значениях: бытие = сама сущность, акт сущности и истина соединения в утверждении.
22. finis – τέλος. Завершение, цель. Аристотель: граница каждой вещи, за которой нет ничего, что относится к этой вещи. Цель каждой вещи, сущность каждой вещи.
23. forma – μορφή. Форма, с помощью которой каждая вещь составляется в своем виде. Фома выделяет 3 формы: Бог, форма, которые не принимаются материей, и формы, которые являются определенными со всех сторон.
24. haecceitas. Конкретность, «этость». Принцип индивидуальности не является материей, но формальным различием.
25. humanitas – παιδεία. Вселенская образованность как существо человека. Воспитание как способ формирования личности способной к осуществлению своих гражданских обязанностей и сознательному выбора в политической борьбе.
26. illuminatio. Озарение, внутренний свет Бога, посредством которого, как говорит Августин, можно получить знание.
27. imaginatio – ϕαντασία. Воображение. Свойство чувственной души хранить образы, полученные от отдельных чувств. Названо Авиценной сокровищем и хранилищем здравого смысла.
28. individuum - ἄτομον. Отдельный, единичный. То, что не может делиться далее на части. Аристотель определял его как «то, что не утверждается о многом». Порфирий, как то, что одно состоит из свойств комплекса, которых нет в другом».
29. intellectus - νοῦς. Разум, ум. Нус Платона - рациональная часть индивидуальной души. Нус Аристотеля – все идеи вещей образуют некое мировое целое, мировой Нус. Нус Августина – разумная часть человеческой души.
30. intentio animi. Внимание (направленность) духа. Термин схоластики восходящий к Августину.
31. lectio. Основная форма обучения в университете. Преподаватель читал первоисточник и сопровождал прочтение комментариями (глоссами).
32. lex naturalis. Естественный закон. Согласно Фоме, жить согласно природе означает для человека стремиться к Богу как своей цели, «все, что противоречит Lex naturalis есть грех».
33. lex Divina. «Божественный закон». Августин.
34. materia – ὕλη. Материя. Материя и форма неразделимые элементы первых субстанций. По Аристотелю, это первичный субстрат каждой вещи.
35. mundus – κόσμος. Представление о мире как упорядоченном гармоническом целом. Аристотель отказался от Платоновского учения о космической душе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.