Ориген. Тринитарные споры IV века. Образ восхождения Моисея на Гору Синай. Интеллектуальная деятельность Оригена в Александрии

Страницы работы

Содержание работы

Ориген.

Ориген – александрийский ученый.  В 6 веке был подвергнут анафеме за несоответствие его учения догмам церкви. Александрия – колыбель эллинизма. Главным вкладом александрийских ученых в историю философии был аллегорический метод толкования. По греч. «алегория» обозначает иносказание. Александрийцы столкнулись с необходимость изложения содержания иудейской веры для греческого разума, который был воспитан на философии Платона. У греков и евреев было разное понимание истории.  Для евреев история – это взаимоотношение Бога со своим народом, это есть нечто интимное, история спасения; она некоторым образом очеловечена и осмыслена. Для греков история в таком виде отсутствует, время есть лишь копия вечности. Христианские мыслители александрийской школы, которые пользовались греческим переводом священных текстов, усвоили платоновский взгляд на историю, и поэтому для них буквальное толкование священного писания было «ниже божественного достоинства». «Ориген» - египетское имя. Родился в 185 году в христианской семье, рано столкнулся с вызовом, который бросала римская политика против христиан. Из-за гонений мученически убит был его отец. Ориген проникся мученической идеей и хотел отдаться римским войскам, но мать спасла его (спрятав одежду). Отличался аскетическим образом жизни. Оскопил себя. Ориген был меринином (?). Оригена осудили на пятом вселенском соборе за его ересь. Интеллектуальная деятельность Оригена происходила в Александрии, где он создал школу, в которой обучались как представители христианства, так и язычества. Ориген путешествовал по ближнему востоку. Побег он во время очередного гонения находясь в Трире (современная Сирия). Многие философские учения не сохранились, или сохранились только на латинском языке. Главное сочинение «О началах».  Его основное апологетическое сочинение «Против Цельса». Так же комментировал («Схоли» - замечание на полях) книги Ветхого и Нового завета (Послание к римлянам, Евангелие от Матфея). «Гекзаблы» от греч. слова «шесть», позволяет включить Оригена в число герменевтиков. Он первым попытался провести критическое исследование Библии, сопоставляя разные переводы.  Текст состоял из шести колонок, в первом помещался текст Библии на еврейском; дальше шла транслитерация на греч. В 3 столбце шла перевод на греч. Ахила. В 4 столбце перевод Симмы. В 5 столбце приводился текст . В 6 перевод Феее (?).  Ориген применяет широко метод экзигезы.

«О началах». Он хотел примирить христианское учение и платоновскую философию. Ориген не отвергает священное писание, как это делает его противник Цельс. Ориген ставит другую цель – объяснить причину бытия. Тварный мир – это мир вечный, но в своем идеальном смысле. Задача Оригена может быть сопоставлена с идей космодецеи (оправдание существования мира). Рассказ о райском состоянии  - это рассказ об интеллигибельном состоянии творений Бога. В системе Оригена важное место отводится идеи спасения. В своей сотереологии (учение о спасении) отводит принципиальное место возвращение существ к созерцанию Бога. В этом возвращении и есть цель христианской веры и аскетического образа жизни. Вся природа принадлежит к спасению. Существует одна разумная тварь, которая не откололась от Бога  – Иисус Христос.  Роль Христа в спасении педагогическая. Он должен, не нарушая свободы человека, путем увещевания, привести мир к созерцанию единства. «Апокатастасис» - восстановление.

Образ восхождения Моисея на Гору Синай – трактуется как восхождение человека к Богу.

Тринитарные споры IV века.

В этом веке был снят запрет на христианство. Прошли первые два Вселенских собора – В Никеи (нынешняя Турция) и в Константинополе, в ходе которых был сформирован Никеоцареградский символ веры – «Верую в Бога Отца».

Арианство – самое крупное течение ереси. Восходит к проповеди Ария. Он исходил из представления о Боге как о нарождённом самодостаточном единстве, имеющем в самом себе собственный разум, нетождественный сыну. Сын рождается в системе Ария не из сущности Бога, а является произведением (творением) его воли, он происходит из несущего, т.е. из небытия «Было время, когда сына не было». Вторая ипостась воспринимается как не столь совершенное как его отец. Арий в сущности отрицает Троицу.

Ответом на арианство было учение каподакийцев. Григорий Богослов, Василий Великий  - учились в академии Платона, и Григорий Низкий (Три святителя). К Григорию Низкому отношение неоднозначное. [У нас на трехсвяте третий не Григорий Низкий, а Иоан…]

Василий Великий. Вся его жизнь проходила в неустанной борьбе с арианством и создании устава. «Книга о святом духе», «Письма» к различным лицам и «Беседы на шеста днев или гексомерон». Шеста днев после Василия стал самым распространенным жанром литературы толкования, который представлял собой подробное, не только богословское, но и натурфилософское трактование создания мира за 6 дней. Цель – опровергнуть космологию греческих философов, которые исходили из идеи двух начал – Материи и Боги. Состоит из девяти бесед. Василий доказывает, что в акте творения принцип творения совпадает с временным началом, которое само не есть время. Бог творит мир не в вечности, но и не во времени.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0