II. Основная часть программы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы.
3. Система мероприятий программы.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Механизмы реализации программы.
6. Организация управления программой и контроля за ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности программы.
III. Приложения: 1) объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовым средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам); 2) дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и т.п.).
Работа над проектом, помимо конечного результата в виде текста, имеет еще одну немаловажную функцию – формирование команды проекта. Для этого в наибольшей степени подходят коллективные формы работы, которые в то же время являются и наиболее эффективными в условиях ограниченности временных ресурсов и неясности замысла проекта.
Наиболее эффективными методами коллективной работы являются мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод контрольных вопросов, метод сценариев.
Мозговая атака как метод экспертных оценок был разработан в 1957 г. Алексом Осборном (ам.). Он предназначен для решения наиболее сложных и запутанных ситуаций, в которых нет готовых рецептов. Его сущность заключается в стимулировании коллективного обсуждения и генерации идей. Характерной чертой метода является процедура отделения стадии генерации идей от стадии их оценки. Для этого участники аналитической группы изолированы от участников коллективного обсуждения.
Основными требованиями к организации мозгового штурма являются:
1) допуск к процессу обсуждения максимально широкого количества заинтересованных лиц, представляющих различные профессии, специальности, производственные функции и др. Но общее число участников не должно превышать 15 человек для возможности глубокого обсуждения проблемной ситуации;
2) отсутствие административного давления на участников обсуждения. Участники штурма вольны высказывать даже самые странные идеи. Ни одна из них не должна отметаться «с порога» организаторами обсуждения и членами аналитической группы;
3) недопущение в ходе обсуждения критики представленных идей. Их оценка производится позже. Ведущий дискуссии может лишь направлять обсуждение в сторону тех или иных предложений;
Участники мозговой атаки располагаются лицом друг к другу с дистанцией 1-1,5 метра. Затем ведущий ставит перед участниками проблему (15 мин.) и просит предложить как можно больше вариантов ее решения без предварительного обдумывания. Обсуждение длится от нескольких минут до часа. Выступления участников длятся 1-2 минуты. Все высказывания записываются на диктофон.
Второй этап мозговой атаки составляет работа экспертов с полученным материалом.
Эффективность метода состоит в возможности нахождения новых нестандартных идей и решений и относительная простота в организации коллективного обсуждения. Однако коллективное обсуждение в ряде случаев не способствует глубокому проникновению в предмет обсуждения всеми участниками.
Как реакция на недостатки мозгового штурма в 1960 г. У. Гордон разработал синектический метод. Он считал, что отсутствие критики в обсуждении актуальных проблем в процессе мозгового штурма не способствует их глубокому осознанию. Преодоление этого недостатка возможно путем формирования постоянных групп. Их участники хорошо знают друг друга и поэтому не боятся критики. Группы формируются из представителей одного уровня управления, что позволяет им высказываться достаточно откровенно.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.