Разработка социального проекта. Жизненный цикл проекта. Процесс работы над проектом. Текст проекта, страница 4

II. Основная часть программы:

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы.

2.  Основные цели, задачи и сроки реализации программы.

3.  Система мероприятий программы.

4.  Ресурсное обеспечение программы.

5.  Механизмы реализации программы.

6.  Организация управления программой и контроля за ее реализацией.

7.  Критерии оценки эффективности программы.

III. Приложения: 1) объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовым средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам); 2) дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и т.п.).

3.3. Методы коллективной работы над проектом

Работа над проектом, помимо конечного результата в виде текста, имеет еще одну немаловажную функцию – формирование команды проекта. Для этого в наибольшей степени подходят коллективные формы работы, которые в то же время являются и наиболее эффективными в условиях ограниченности временных ресурсов и неясности замысла проекта.

Наиболее эффективными методами коллективной работы являются мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод контрольных вопросов, метод сценариев.

Мозговая атака как метод экспертных оценок был разработан в 1957 г. Алексом Осборном (ам.). Он предназначен для решения наиболее сложных и запутанных ситуаций, в которых нет готовых рецептов.    Его сущность заключается в стимулировании коллективного обсуждения и генерации идей. Характерной чертой метода является процедура отделения стадии генерации идей от стадии их оценки. Для этого участники аналитической группы изолированы от участников коллективного обсуждения.

Основными требованиями к организации мозгового штурма являются:

1) допуск к процессу обсуждения максимально широкого количества заинтересованных лиц, представляющих различные профессии, специальности, производственные функции и др. Но общее число участников не должно превышать 15 человек для возможности глубокого обсуждения проблемной ситуации;

2) отсутствие административного давления на участников обсуждения. Участники штурма вольны высказывать даже самые странные идеи. Ни одна из них не должна отметаться «с порога» организаторами обсуждения и членами аналитической группы;

3) недопущение в ходе обсуждения критики представленных идей. Их оценка производится позже. Ведущий дискуссии может лишь направлять обсуждение в сторону тех или иных предложений;

Участники мозговой атаки располагаются лицом друг к другу с дистанцией 1-1,5 метра. Затем ведущий ставит перед участниками проблему (15 мин.) и просит предложить как можно больше вариантов ее решения без предварительного обдумывания. Обсуждение длится от нескольких минут до часа. Выступления участников длятся 1-2 минуты. Все высказывания записываются на диктофон.

Второй этап мозговой атаки составляет работа экспертов с полученным материалом.

Эффективность метода состоит в возможности нахождения новых нестандартных идей и решений и относительная простота в организации коллективного обсуждения. Однако коллективное обсуждение в ряде случаев не способствует глубокому проникновению в предмет обсуждения всеми участниками.

Как реакция на недостатки мозгового штурма в 1960 г. У. Гордон разработал синектический метод. Он считал, что отсутствие критики в обсуждении актуальных проблем в процессе мозгового штурма не способствует их глубокому осознанию. Преодоление этого недостатка возможно путем формирования постоянных групп. Их участники хорошо знают друг друга и поэтому не боятся критики. Группы формируются из представителей одного уровня управления, что позволяет им высказываться достаточно откровенно.