4) составление бюджета.
Основное внимание при составлении бюджета следует уделить ответам на следующие вопросы:
1. Сколько нужно денег?
2. На какие цели пойдут выделенные деньги?
3. Планируются ли доходы от произведенной продукции и услуг и какую часть расходов по проекту они могут покрыть?
4. Как будут возвращены деньги (и выполнены другие финансовые условия), полученные в порядке инвестиций, кредитов и т.д.?
При смешанном финансировании проекта необходимо рассчитать движение средств по каждому источнику раздельно и в увязке с другими источниками.
В микро- и малых проектах достаточно, как правило, составления сметы расходов с указанием источника поступления средств. При ее составлении лучше проконсультироваться с теми, кто имел недавний опыт составления смет.
Наиболее типичными ошибками при описании финансового обеспечения проекта являются:
- финансовые расчеты отсутствуют;
- цены в смете завышены или занижены по сравнению с обычными. Для недопущения подобного недостатка необходимо проконсультироваться со специалистами либо узнать цены по аналоговым проектам;
- в смете не учитываются расходы организации, реализующей проект;
- при расчете финансовых средств не учитывается стоимость интеллектуальной собственности (авторские права участников).
После того, как составлен бюджет, осуществляется написание окончательной формы проекта. Текст проекта, как указывалось выше, придает ему самостоятельную жизнь и является средством коммуникации между разработчиком и заказчиком или инвестором. Поэтому форма проекта (его интерфейс) должна иметь доступный и интересный характер. Для этого необходимо выдерживать научный стиль без излишней углубленности в теорию, избегать неуверенности и неясных формулировок, долгих вступлений и отступлений. То, что предлагает разработчик, должно быть ясно с первой страницы.
В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится как бы по концентрическим кругам.
Самый малый круг – презентация проекта. Она занимает две-три страницы, на которых в сжатой форме излагается информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, ее готовность к осуществлению проекта) и концепция проекта (актуальность проекта, его цели и задачи, правовое, организационное, экономическое обеспечение, потребность в средствах, источники финансирования, участники проекта, их функции, место и время реализации проекта, материальные, интеллектуальные и другие ресурсы, ожидаемые последствия реализации проекта).
Этой информации должно быть достаточно для понимания сути проекта и его целостного восприятия.
Второй круг – изложение концепции проекта и общей оценки его жизнеспособности. Это, по большому счету, тот же текст, но в более развернутой форме, с аргументацией отдельных положений. Этот текст занимает 25-30 страниц. Дальше этого раздела инвестор или иное заинтересованное лицо уже, как правило, не идет. Если его проект устраивает, дальнейшее чтение ведут специалисты, дающие экспертное заключение.
Третий круг с той же структурой, что и предыдущие, содержит детальную информацию пол проекту. Эта часть может быть как угодно велика.
К тексту проекта могут прилагаться различные документы – устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по проведенным исследованиям.
Типовая структура проекта, применяемая при разработке федеральных целевых программ, включает следующие компоненты:
I. Паспорт программы: а) наименование, б) дата принятия решения о разработке проекта, программы, в) заказчик, г) основной разработчик программы, д) цель и задачи программы, е) сроки реализации, ж) перечень основных подпрограмм, з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий, и) объем и источники финансирования, к) ожидаемые конечные результаты реализации программы, л) система организации контроля за исполнением программы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.