
Тема 7. Закономерности государственного управления
Вопросы
- 
Законность в государственном управлении
 
- 
Закономерности системы государственного управления
 
- 
Принципы государственного управления
 
Литература
- 
Глазунова Н.И. Система государственного управления : Учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - Часть 5.  -Глава 27. - C. 526-544.
 
- 
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 6. - С. 128-143.
 
- 
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М. : Омега-Л, 2006. - Раздел II. - Лекции 10, 12. - С. 262-283, С. 306-328.
 
- 
Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2008. -  Тема 10. - С. 400-440.
 
Закон в государственном управлении
- 
нормативно-правовой акт, регламентирующий процесс управления (юридическое определение)
 
- 
объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между событиями и явлениями (социально-политическое определение)
 
Законность государственном управлении
- 
система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов
 
Способы обеспечения законности в государственном управлении
- 
построение государственной власти, разделение ее по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и противовесов
 
- 
придание судебной власти особого статуса, который делает ее независимой от других подсистем государственной власти
 
Способы обеспечения законности в государственном управлении
- 
наличие прокуратуры - в прокурорском надзоре заложена функция контроля за законностью актов государственного управления
 
- 
создание контрольных механизмов в ОИВ, позволяющих отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их соответствия законам и иным нормативным правовым актам. Внешний контроль - когда одни государственные органы осуществляют его по отношению к другим
 
Способы обеспечения законности в государственном управлении
- 
обеспечение участия общества (общественные объединения, граждане, СМИ, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.) в государственном управлении
 
Трактовка проблемы социальных закономерностей
- 
Социальный фатализм – абсолютизация необходимости
 
- 
Социальный волюнтаризм – отрицание законов, необходимости
 
- 
Социальный детерминизм – закономерности существуют, но человек или группа людей способны их видоизменять
 
Закономерности СГУ
- 
Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления
 
- 
Закономерность усиления регулирующего воздействия
 
- 
Закономерность необходимого разнообразия
 
- 
Закономерность системности
 
- 
Закономерность саморазвития
 
Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления
- 
процесс управления зависит от потенциала системы
 
Потенциал системы государственного управления

Препятствия для проявления закономерности
объективные
субъективные
- 
дефицит ресурсов
 
- 
неблагоприятные внешние условия
 
- 
неадекватная оценка ситуации
 
- 
постановка завышенных или заниженных целей
 
- 
политическая конъюнктура
 
Закономерность усиления регулирующего воздействия
- 
по мере развития общества проявляется тенденция к увеличению масштабов государственного воздействия на общество
 
Предпосылки проявления закономерности
- 
постоянно растет число объектов, на которые распространяет государственное управление
 
- 
возрастает интенсивность управленческого воздействия
 
- 
управленческое воздействие принимает все более разнообразные и сложные формы
 
Препятствия для проявления закономерности
- 
развитие гражданского общества
 
- 
консерватизм бюрократии
 
- 
недостаточный профессионализм кадров
 
- 
развитие самоуправления, объективно ограничивающего предметы государственного регулирования
 
Закономерность необходимого разнообразия
- 
практика государственного управления предполагает применение различных форм, методов, технологий и ресурсов
 
Предпосылки проявления закономерности
- 
многообразие проблем, подлежащих решению
 
- 
различные ресурсы управления
 
- 
различные уровни квалификации субъектов управления
 
- 
динамика социальной ситуации и системы управления
 
Препятствия для проявления закономерности
- 
консерватизм бюрократии
 
- 
недостаточный профессионализм кадров
 
- 
отсутствие необходимой информации
 
- 
инновационная невосприимчивость
 
Закономерность системности
- 
государственное управление носит целостный характер
 
- 
В процессе этой деятельности:
 
- 
связаны все элементы
 
- 
существует системообразующий фактор
 
- 
имеется ядро системы
 
- 
возникает новое качество, не присущее ни одному элементу системы
 
Предпосылки проявления закономерности
- 
системная организация государственного управления
 
- 
системное мышление специалистов
 
- 
системный подход к исследованию проблем ГУ
 
Препятствия для проявления закономерности
- 
нормативно-правовая неопределенность и правовой нигилизм
 
- 
бюрократизм
 
- 
недостаток профессионализма кадров
 
Закономерность саморазвития
- 
система государственного управления постоянно видоизменяется и при этом самосовершенствуется
 
Предпосылки проявления закономерности саморазвития
- 
изменение целей управления
 
- 
возникновение несоответствия между функциями и структурами
 
- 
изменение технологий
 
Препятствия для проявления закономерности
- 
застой в обществе (консервация структур управления)
 
- 
дефицит интеллектуальных ресурсов
 
Принципы государственного управления: основания систематизации
- 
первое основание: выделение общесистемных  принципов государственного управления
 
- 
второе основание: связано с анализом и научной характеристикой целей, функций и структуры процесса управления
 
- 
третье основание: связано с выделением  специализированных принципов