Тема 7. Закономерности государственного управления
Вопросы
-
Законность в государственном управлении
-
Закономерности системы государственного управления
-
Принципы государственного управления
Литература
-
Глазунова Н.И. Система государственного управления : Учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - Часть 5. -Глава 27. - C. 526-544.
-
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 6. - С. 128-143.
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М. : Омега-Л, 2006. - Раздел II. - Лекции 10, 12. - С. 262-283, С. 306-328.
-
Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2008. - Тема 10. - С. 400-440.
Закон в государственном управлении
-
нормативно-правовой акт, регламентирующий процесс управления (юридическое определение)
-
объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между событиями и явлениями (социально-политическое определение)
Законность государственном управлении
-
система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов
Способы обеспечения законности в государственном управлении
-
построение государственной власти, разделение ее по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и противовесов
-
придание судебной власти особого статуса, который делает ее независимой от других подсистем государственной власти
Способы обеспечения законности в государственном управлении
-
наличие прокуратуры - в прокурорском надзоре заложена функция контроля за законностью актов государственного управления
-
создание контрольных механизмов в ОИВ, позволяющих отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их соответствия законам и иным нормативным правовым актам. Внешний контроль - когда одни государственные органы осуществляют его по отношению к другим
Способы обеспечения законности в государственном управлении
-
обеспечение участия общества (общественные объединения, граждане, СМИ, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.) в государственном управлении
Трактовка проблемы социальных закономерностей
-
Социальный фатализм – абсолютизация необходимости
-
Социальный волюнтаризм – отрицание законов, необходимости
-
Социальный детерминизм – закономерности существуют, но человек или группа людей способны их видоизменять
Закономерности СГУ
-
Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления
-
Закономерность усиления регулирующего воздействия
-
Закономерность необходимого разнообразия
-
Закономерность системности
-
Закономерность саморазвития
Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления
-
процесс управления зависит от потенциала системы
Потенциал системы государственного управления
Препятствия для проявления закономерности
объективные
субъективные
-
дефицит ресурсов
-
неблагоприятные внешние условия
-
неадекватная оценка ситуации
-
постановка завышенных или заниженных целей
-
политическая конъюнктура
Закономерность усиления регулирующего воздействия
-
по мере развития общества проявляется тенденция к увеличению масштабов государственного воздействия на общество
Предпосылки проявления закономерности
-
постоянно растет число объектов, на которые распространяет государственное управление
-
возрастает интенсивность управленческого воздействия
-
управленческое воздействие принимает все более разнообразные и сложные формы
Препятствия для проявления закономерности
-
развитие гражданского общества
-
консерватизм бюрократии
-
недостаточный профессионализм кадров
-
развитие самоуправления, объективно ограничивающего предметы государственного регулирования
Закономерность необходимого разнообразия
-
практика государственного управления предполагает применение различных форм, методов, технологий и ресурсов
Предпосылки проявления закономерности
-
многообразие проблем, подлежащих решению
-
различные ресурсы управления
-
различные уровни квалификации субъектов управления
-
динамика социальной ситуации и системы управления
Препятствия для проявления закономерности
-
консерватизм бюрократии
-
недостаточный профессионализм кадров
-
отсутствие необходимой информации
-
инновационная невосприимчивость
Закономерность системности
-
государственное управление носит целостный характер
-
В процессе этой деятельности:
-
связаны все элементы
-
существует системообразующий фактор
-
имеется ядро системы
-
возникает новое качество, не присущее ни одному элементу системы
Предпосылки проявления закономерности
-
системная организация государственного управления
-
системное мышление специалистов
-
системный подход к исследованию проблем ГУ
Препятствия для проявления закономерности
-
нормативно-правовая неопределенность и правовой нигилизм
-
бюрократизм
-
недостаток профессионализма кадров
Закономерность саморазвития
-
система государственного управления постоянно видоизменяется и при этом самосовершенствуется
Предпосылки проявления закономерности саморазвития
-
изменение целей управления
-
возникновение несоответствия между функциями и структурами
-
изменение технологий
Препятствия для проявления закономерности
-
застой в обществе (консервация структур управления)
-
дефицит интеллектуальных ресурсов
Принципы государственного управления: основания систематизации
-
первое основание: выделение общесистемных принципов государственного управления
-
второе основание: связано с анализом и научной характеристикой целей, функций и структуры процесса управления
-
третье основание: связано с выделением специализированных принципов