Закономерности государственного управления. Законность в государственном управлении. Закономерности системы государственного управления

Страницы работы

43 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Тема 7. Закономерности государственного управления

Вопросы

  1. Законность в государственном управлении
  2. Закономерности системы государственного управления
  3. Принципы государственного управления

Литература

  • Глазунова Н.И. Система государственного управления : Учебник для вузов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - Часть 5. -Глава 27. - C. 526-544.
  • Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. - М. : Ростов-на-Дону : ИКЦ «МарТ», 2005. - Глава 6. - С. 128-143.
  • Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М. : Омега-Л, 2006. - Раздел II. - Лекции 10, 12. - С. 262-283, С. 306-328.
  • Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. - М. : МГИМО (У) МИД России, 2008. - Тема 10. - С. 400-440.

Закон в государственном управлении

  • нормативно-правовой акт, регламентирующий процесс управления (юридическое определение)
  • объективные, устойчивые, повторяющиеся связи между событиями и явлениями (социально-политическое определение)

Законность государственном управлении

  • система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванная обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов

Способы обеспечения законности в государственном управлении

  • построение государственной власти, разделение ее по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная, субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и противовесов
  • придание судебной власти особого статуса, который делает ее независимой от других подсистем государственной власти

Способы обеспечения законности в государственном управлении

  • наличие прокуратуры - в прокурорском надзоре заложена функция контроля за законностью актов государственного управления
  • создание контрольных механизмов в ОИВ, позволяющих отслеживать управленческие решения и действия с точки зрения их соответствия законам и иным нормативным правовым актам. Внешний контроль - когда одни государственные органы осуществляют его по отношению к другим

Способы обеспечения законности в государственном управлении

  • обеспечение участия общества (общественные объединения, граждане, СМИ, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д.) в государственном управлении

Трактовка проблемы социальных закономерностей

  • Социальный фатализм – абсолютизация необходимости
  • Социальный волюнтаризм – отрицание законов, необходимости
  • Социальный детерминизм – закономерности существуют, но человек или группа людей способны их видоизменять

Закономерности СГУ

  • Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления
  • Закономерность усиления регулирующего воздействия
  • Закономерность необходимого разнообразия
  • Закономерность системности
  • Закономерность саморазвития

Закономерность зависимости управленческого воздействия от качества системы управления

  • процесс управления зависит от потенциала системы

Потенциал системы государственного управления

Препятствия для проявления закономерности

объективные

субъективные

  • дефицит ресурсов
  • неблагоприятные внешние условия

  • неадекватная оценка ситуации
  • постановка завышенных или заниженных целей
  • политическая конъюнктура

Закономерность усиления регулирующего воздействия

  • по мере развития общества проявляется тенденция к увеличению масштабов государственного воздействия на общество

Предпосылки проявления закономерности

  • постоянно растет число объектов, на которые распространяет государственное управление
  • возрастает интенсивность управленческого воздействия
  • управленческое воздействие принимает все более разнообразные и сложные формы

Препятствия для проявления закономерности

  • развитие гражданского общества
  • консерватизм бюрократии
  • недостаточный профессионализм кадров
  • развитие самоуправления, объективно ограничивающего предметы государственного регулирования

Закономерность необходимого разнообразия

  • практика государственного управления предполагает применение различных форм, методов, технологий и ресурсов

Предпосылки проявления закономерности

  • многообразие проблем, подлежащих решению
  • различные ресурсы управления
  • различные уровни квалификации субъектов управления
  • динамика социальной ситуации и системы управления

Препятствия для проявления закономерности

  • консерватизм бюрократии
  • недостаточный профессионализм кадров
  • отсутствие необходимой информации
  • инновационная невосприимчивость

Закономерность системности

  • государственное управление носит целостный характер
  • В процессе этой деятельности:
  • связаны все элементы
  • существует системообразующий фактор
  • имеется ядро системы
  • возникает новое качество, не присущее ни одному элементу системы

Предпосылки проявления закономерности

  • системная организация государственного управления
  • системное мышление специалистов
  • системный подход к исследованию проблем ГУ

Препятствия для проявления закономерности

  • нормативно-правовая неопределенность и правовой нигилизм
  • бюрократизм
  • недостаток профессионализма кадров

Закономерность саморазвития

  • система государственного управления постоянно видоизменяется и при этом самосовершенствуется

Предпосылки проявления закономерности саморазвития

  • изменение целей управления
  • возникновение несоответствия между функциями и структурами
  • изменение технологий

Препятствия для проявления закономерности

  • застой в обществе (консервация структур управления)
  • дефицит интеллектуальных ресурсов

Принципы государственного управления: основания систематизации

  • первое основание: выделение общесистемных принципов государственного управления
  • второе основание: связано с анализом и научной характеристикой целей, функций и структуры процесса управления
  • третье основание: связано с выделением специализированных принципов

Похожие материалы

Информация о работе