Государственный аппарат. Государственный аппарат: понятие и структура. Бюрократия и бюрократизм

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 9. Государственный аппарат

Вопросы

  1. Государственный аппарат: понятие и структура
  2. Бюрократия и бюрократизм

Литература

  • Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. - М. : Проспект, 2006. - Раздел II. - Тема 5. - C. 90-116.
  • Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т.1 - Раздел I. - Глава 3. - § 3. - С. 75-81.
  • Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М. : Омега-Л, 2006. - Раздел III. - Лекция 15. - п.15.1.-15.4. - С. 382-405.

Государственный аппарат

в широком значении

в узком значении

все органы государственной власти

система исполнительно-распорядительных органов государственной власти

Определение государственного органа

  • Государственный орган - основной элемент государственного аппарата; созданная в установленном законом порядке структура, обладающая организационным единством и выполняющая одну или несколько функций управления в пределах своей компетенции

Признаки государственного аппарата

  • осуществление властных полномочий на любом из уровней государственного управления
  • функционирование от имени государства
  • осуществление основной части организационной работы
  • многоуровневый характер
  • сочетание административных и политических функций
  • финансирование из госбюджета

Основные аспекты анализа государственного аппарата

  • Структурно-функциональный
  • Профессионально-культурный
  • Организационно-культурный
  • Корпоративный

Структурно-функциональный аспект

  • предполагает анализ государственного аппарата как системы, оценку деятельности государственных органов и характера связей между ними

Государственный аппарат как система

Профессионально-культурный аспект

  • требует изучения системы государственной службы как особого правого и социального института

Государственная служба

  • комплексный институт:
  • публичный
  • социальный
  • правовой
  • организационный

Общие признаки государственной службы

  • замещение служащим государственной должности государственной службы, предусмотренной штатным расписанием государственного органа
  • исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания

Государственная должность

  • конкретный перечень установленных функций и полномочий, предполагающий получение специального образования, наличие необходимых способностей и пригодность лица для их осуществления

Государственная должность

  • является частью организационной структуры государственного органа
  • включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах

Организационно-культурный аспект

  • предусматривает анализ организационной культуры, представляющей собой систему закрепленных в нормативно-правовых актах ценностей и норм, которые регламентируют деятельность государственных служащих

Структура организационной культуры

  • организационные ценности
  • базовые представления
  • нормы
  • символы и ритуалы

Типы организационной культуры государственной службы

  • «замкнута» на руководителя и требует почти абсолютного подчинения его целям и интересам

  • ориентирована, скорее, не на лидера, а на результат

Функционально- харизматическая

Элитно- харизматическая

Корпоративный аспект

  • предполагает анализ корпоративной культуры, представляющей собой систему неформальных взаимоотношений, норм и правил, которых придерживаются государственные служащие вне зависимости от их нормативно-правового закрепления

Структура корпоративной культуры

  • корпоративные ценности
  • представления о смысле деятельности
  • корпоративные нормы
  • неформальные ритуалы

Черты корпоративной культуры государственной службы

  • аппаратная солидарность
  • лояльность по отношению к руководству
  • соблюдение аппаратных традиций
  • участие в аппаратных играх

Определения бюрократии

  • система управления, основанная на формальных правилах
  • особая группа людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, регулирующейся формальными правилами

Причины возрастания роли бюрократии (по М. Веберу)

  • усложнение систем управления
  • увеличение ресурсов, контролируемых чиновниками
  • ограничение к этим ресурсам других групп
  • доказанное преимущество бюрократии перед другими системами управления

Типы бюрократии (по М. Веберу)

Патримониальная бюрократия

  • формируется по принципу личной преданности руководителю
  • отсутствует четкая регламентация прав и обязанностей
  • не разделено имущество чиновника и организации

Рациональная бюрократия

  • кадры подбираются по принципу компетентности
  • распределение задач и внутренних статусов как обязанностей
  • ответственность руководителя за свои действия и действия подчиненных
  • наличие общих правил
  • наличие работников низшего уровня (канцелярские служащие)
  • обезличенность отношений
  • документальность

Чиновник

  • человек, занимающий должность в системе управления, имеющий соответствующий этой должности ранг или чин и получающий вознаграждение вне зависимости от результатов своего труда

Бюрократия как корпорация

  • владение и использование специальных технологий управления

Похожие материалы

Информация о работе