Понятия, отражающие основные элементы управленческого процесса. Понятия, описывающие государственное управление в целом

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание субъективного метода составляет описание и объяснение политико-социальной реальности через отношение к ней субъекта, с учетом его мнений, позиций, интересов (например, социологические приемы изучения общественного мнения на предмет отношения и оценки конкретных управленческих действий государственных институтов). Учитывая то обстоятельство, что конструирование объекта исследования (подбор фактов) процесс субъективный, а результат исследования должен быть научной истиной (т.е. объективным и общезначимым) при изучении государственного управления необходимо использовать как объективные, так и субъективные методы исследования.

Воплощением единства объективных и субъективных методов исследования является научно-практический эксперимент - опытная проверка обоснованности тех или иных научных положений, рекомендаций теории.

В свою очередь, по сфере применения выделяют общенаучные и специальные методы изучения. Среди общенаучных методов можно выделить:

-  анализ и синтез (с их помощью, например, выделяются ветви государственной власти);

-  логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в государственном управлении);

-  метод формализации (он помогает, например, сформулировать понятие государственного служащего);

-  сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных ветвей власти в государственном управлении);

-  количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о состоянии аппарата управления);

-  метод прогнозирования (например, вывод о возможном образовании новых ветвей власти);

-  метод экстраполяции (распространение признаков данного явления на другие исходные явления);

-  метод моделирования (искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур);

-  метод эксперимента (практическая проверка деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

Многие из общенаучных методов имеют определенные особенности. Так реальное манипулирование явлениями государственного управления часто невозможно (нельзя, например, искусственно создать другое правительство с иными полномочиями, чтобы в сопоставлении проверить эффективность его деятельности). Методы моделирования, экстраполяции и некоторые другие не могут сопровождаться созданием новых реальных органов и процедур, а применение экспериментального метода возможно не для всех органов власти и управления и сопровождается многими ограничениями.

При изучении государственного управления в числе специфических для общественных наук методов широко используются:

-  исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления);

-  конкретно-социологические методы и приемы (анкетирование, интервью, опросы населения и государственных служащих);

-  социально-качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп государственных служащих);

-  правовые методы (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление);

-  сравнительно-правовые методы (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение).

Для изучения государственного управления, особенно на уровне низовых звеньев, важное значение имеет применение различных частных методик, таких, например, как деловая игра.

Вопросы для повторения

1.  Дайте понятие «методологии». Какие Вы знаете методологии анализа политической реальности.

2.  Охарактеризуйте диалектико-материалистическую концепцию анализа политической реальности.

3.  Что включает в себя методология политолого-социологического анализа?

4.  Дайте характеристику системного, структурно-функционального, конфликтологического, кибернетического, политико-культурологического, деятельностного подходов.

5.  Охарактеризуйте критерии применимости методологии. Чем ограничивается возможность применения существующих методологий?

6.  Что означает научный термин «парадигма»? Какие факторы влияют на формирование современной парадигмы государственного управления?

7.  Что представляет собой метод исследования. Какие Вы знаете методы?

8.  В чем отличие объективных и субъективных методов исследования?

9.  Охарактеризуйте научно-практический эксперимент. При каких условиях возможно его проведение?

10. Дайте характеристику общенаучным и специальным методам исследования

Похожие материалы

Информация о работе