Тема 9. Государственный аппарат
Вопросы
-
Государственный аппарат: понятие и структура
-
Бюрократия и бюрократизм
Литература
-
Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. - М. : Проспект, 2006. - Раздел II. - Тема 5. - C. 90-116.
-
Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В.А. Козбаненко. - М. : Статус, 2002. - Т.1 - Раздел I. - Глава 3. - § 3. - С. 75-81.
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М. : Омега-Л, 2006. - Раздел III. - Лекция 15. - п.15.1.-15.4. - С. 382-405.
Государственный аппарат
в широком значении
в узком значении
все органы государственной власти
система исполнительно-распорядительных органов государственной власти
Определение государственного органа
-
Государственный орган - основной элемент государственного аппарата; созданная в установленном законом порядке структура, обладающая организационным единством и выполняющая одну или несколько функций управления в пределах своей компетенции
Признаки государственного аппарата
-
осуществление властных полномочий на любом из уровней государственного управления
-
функционирование от имени государства
-
осуществление основной части организационной работы
-
многоуровневый характер
-
сочетание административных и политических функций
-
финансирование из госбюджета
Основные аспекты анализа государственного аппарата
-
Структурно-функциональный
-
Профессионально-культурный
-
Организационно-культурный
-
Корпоративный
Структурно-функциональный аспект
-
предполагает анализ государственного аппарата как системы, оценку деятельности государственных органов и характера связей между ними
Государственный аппарат как система
Профессионально-культурный аспект
-
требует изучения системы государственной службы как особого правого и социального института
Государственная служба
-
комплексный институт:
-
публичный
-
социальный
-
правовой
-
организационный
Общие признаки государственной службы
-
замещение служащим государственной должности государственной службы, предусмотренной штатным расписанием государственного органа
-
исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания
Государственная должность
-
конкретный перечень установленных функций и полномочий, предполагающий получение специального образования, наличие необходимых способностей и пригодность лица для их осуществления
Государственная должность
-
является частью организационной структуры государственного органа
-
включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах
Организационно-культурный аспект
-
предусматривает анализ организационной культуры, представляющей собой систему закрепленных в нормативно-правовых актах ценностей и норм, которые регламентируют деятельность государственных служащих
Структура организационной культуры
-
организационные ценности
-
базовые представления
-
нормы
-
символы и ритуалы
Типы организационной культуры государственной службы
-
«замкнута» на руководителя и требует почти абсолютного подчинения его целям и интересам
-
ориентирована, скорее, не на лидера, а на результат
Функционально-
харизматическая
Элитно-
харизматическая
Корпоративный аспект
-
предполагает анализ корпоративной культуры, представляющей собой систему неформальных взаимоотношений, норм и правил, которых придерживаются государственные служащие вне зависимости от их нормативно-правового закрепления
Структура корпоративной культуры
-
корпоративные ценности
-
представления о смысле деятельности
-
корпоративные нормы
-
неформальные ритуалы
Черты корпоративной культуры государственной службы
-
аппаратная солидарность
-
лояльность по отношению к руководству
-
соблюдение аппаратных традиций
-
участие в аппаратных играх
Определения бюрократии
-
система управления, основанная на формальных правилах
-
особая группа людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, регулирующейся формальными правилами
Причины возрастания роли бюрократии (по М. Веберу)
-
усложнение систем управления
-
увеличение ресурсов, контролируемых чиновниками
-
ограничение к этим ресурсам других групп
-
доказанное преимущество бюрократии перед другими системами управления
Типы бюрократии (по М. Веберу)
Патримониальная бюрократия
-
формируется по принципу личной преданности руководителю
-
отсутствует четкая регламентация прав и обязанностей
-
не разделено имущество чиновника и организации
Рациональная бюрократия
-
кадры подбираются по принципу компетентности
-
распределение задач и внутренних статусов как обязанностей
-
ответственность руководителя за свои действия и действия подчиненных
-
наличие общих правил
-
наличие работников низшего уровня (канцелярские служащие)
-
обезличенность отношений
-
документальность
Чиновник
-
человек, занимающий должность в системе управления, имеющий соответствующий этой должности ранг или чин и получающий вознаграждение вне зависимости от результатов своего труда
Бюрократия как корпорация
-
владение и использование специальных технологий управления