Единственный достижимый и жизнеспособный социализм для мира сегодняшнего и завтрашнего - это социализм с гражданским и буржуазным лицом. Это не какой-то «переходный период» от капитализма к коммунизму и не некая «низшая фаза» коммунизма, а новая общественная формация с весьма смешанным типом собственности, экономики, гражданского общества и всей общественной организации.
Капитализм и этатизм - две доминирующие мировые системы, тогда как демократический социализм - важнейшая оппозиционная сила внутри этих систем I? том, что капитализм не только достижим, но и жизнеспособен, не сомневается ни кто. В то же время всё больше людей сомневаются в достижимости и жизнеспособности системы демократического социализма.
Важный урок должен быть извлечён из того факта, что большинство производительных и гуманных стран в мире - это капиталистические страны с социал-демократическим лицом. Поэтому настоятельной необходимостью как для либеральных этатистов, так и для демократических социалистов является тщательное изучение устройства и достижений этой западной смеси капитализма, демократии и социализма. Это сочетание весьма поучительно для этатизма в социализма – с гражданскими и буржуазными лицами.
Постмарксизм и постхристианство перед угрозой апокалипсиса
Во всем мире диалог между марксистами и христианами - сознаем мы это или нет, нравится нам это или не нравится - происходит уже в постмарксистские и постхристианские времена. Разумеется, эта «пост»» не означает «без» или, тем более, «анти». Скорее, подразумевается кризис и развитие внутри этих великих традиций. Иначе говоря, как постмарксизм, так и постхристианство следует определять через основные расхождения, а также фундаментальную связь с их корнями и предшествующими (марксистскими или христианскими) стадиями.
Наше столетие характеризуется двумя главными противоречиями: с одной стороны, демократии против тоталитаризма (нацизма и сталинизма), а с другой - беспрецедентно возросших творческих сил против способности человеческого рода к самоуничтожению в ядерной войне или экологический катастрофе. Одно типично для первой, другое - для второй половины века. Опыт тоталитарного зла и возможности коллективного самоубийства невыносимей тяжестью лег на наше поколение.
Теперь я хотел бы сказать несколько слов об опыте сталинистского зла, конкретнее - в связи с антропологией Маркса. Марксовы обобщения насчет человеческой природы имели своей базой трудовую ситуацию в трудовые отношения. Именно эта модель подкрепила его идеи в человеческом потенциале творчества, общительности, свободы и т. д.
Антропологически, онтологически, исторически, морально, политически и теологически рассуждая, мы оказались в совершенно новой ситуации начиная с 1945 года. Можно сказать, что мы живем сейчас в сорок четвертом году по новому календарю. Кризис охватил ее только марксизм и христианство, но все способы мышления, чувствования и действия.
Даже в своих ревизионистских версиях марксизм забывает, по-видимому, об осознании человеком своей моральности и о его способности подавлять ее как о базисной характеристике «родового бытия». Такая способность существует также и на коллективном уровне. Даже живя при реальной возможности, даже вероятности коллективного самоуничтожения, мы все же продолжаем мыслить, чувствовать и действовать так, как будто не существует этого абсолютного novum, нового. Предпосылка Маркса о воспроизводящем себя человеческом бытии нашла себе ироническое подтверждение: к нашим способностям мы добавили способность к коллективному самоуничтожению.
В этом контексте надо также отметить, что проблематика умышленного зла несколько устарела. Обсуждать теперь следует равнодушие, безразличие, беспечность, беззаботность человечества. Кто ныне страдает от кошмара апокалипсиса? Осознание того, что он возможен, совершенно подавлено. Так имеем ли мы при этом хоть какой-нибудь реальный шанс избежать апокалиптического рока? Наш противник - новая, самая опасная форма коллективного самообмана.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.