Маркетинг в электроэнергетике. Необходимость маркетинга. Субъекты электроэнергетики. Оптовый и розничный рынки электрической энергии в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

этом электроэнергетика не относится к тем отраслям, в которых отдача на вложенный капитал равна или превышает отдачу в других вложениях. Для того чтобы инвестиции окупились, потребуется еще несколько лет после ввода электростанции. Все это время тариф на электроэнергию будет высоким, что поставит производителя, увеличивающего выработку электроэнергии, в невыгодное положение перед теми, кто не приращивает генерирующие мощности.

Для принятия решения о строительстве новой электростанции инвестор должен иметь информацию о состоянии рынка электроэнергии на перспективу 15—20 лет. Естественно, неопределенная информация создает для инвестора высокий финансовый риск и повышает процент на капитал, при котором он решится делать инвестиции. Для недопущения возникновения дефицита электроэнергии потребуется сохранить централизованную систему долгосрочного прогнозирования, проектирования и планирования развития электроэнергетики.

Необходимость участия в рынке электроэнергии различных типов электростанций вследствие неравномерности режима электропотребления приводит к невозможности их «справедливого» участия в конкуренции. Во-первых, эксплуатационные издержки электростанций существенно различаются. Издержки атомных и

329


особенно гидравлических электростанций значительно ниже, чем тепловых электростанций на органическом топливе.

Во-вторых, режим загрузки различных типов электростанций не всегда обусловлен их экономичностью. Так, атомные электростанции всегда работают в режиме базовой (постоянной) нагрузки для обеспечения безопасности, ГЭС работают частично в базовом режиме для выполнения ограничений по водотоку и в пиковом режиме, и только ТЭС с аналогичным типом оборудования могут конкурировать между собой по экономичности выработки электроэнергии.

Использование на текущем и краткосрочном рынке предельной цены на электроэнергию в качестве цены предложения. Одним из основных законов рынка выступает то, что кривая предложения является кривой предельных издержек производителя. На текущем и краткосрочном рынках равновесная цена в условиях конкуренции будет формироваться на основе предельных цен, по которым отпускают электроэнергию наименее эффективные электростанции, еще востребованные на рынке. Предельные цены всегда выше средних. В зависимости от структуры электростанций генерирующей компании это превышение может доходить 1,5—2,0 раз.

При формировании на рынке предельных цен, соответствующих ценам наименее экономичных электростанций, на других, более экономичных электростанциях будет образовываться повышенная прибыль. Совершенно очевидно, что эта сверхприбыль не является заслугой производи гелей электроэнергии и ее образование — отрицательное свойство рынка, на котором тариф формируется по замыкающей электрический баланс электростанции. Такое свойство рынка электроэнергии может свести на нет ожидаемое от конкуренции производителей снижение цен на электроэнергию. Именно эта особенность рынка электроэнергии побудила Великобританию отказаться от использования текущего рынка как основного и ввести новый порядок торговли, в основе которого лежат договорные отношения по цене между производителями и потребителями.

Факторы, способствующие созданию конкурентного рынка электроэнергии. В технологической цепочке «производство — передача — распределение — сбыт — потребление» к монопольным видам деятельности объективно относятся только передача и распределение электроэнергии. Все остальные виды деятельности относятся к конкурентным.

В России в рамках ЕЭС работают сотни электростанций, которые через разветвленную сеть линий электропередачи соединены с огромным количеством потребителей. Наличие разветвленной электрической сети создает предпосылки для формирования конкуренции производителей электроэнергии.

В сфере производства электроэнергии объективно существуют факторы, определяющие возможность формирования конкурентной среды:

•  наличие однородного товара — электрической энергии и мощности;

•  возможность замещения одного производителя электроэнергии другим;

•  наличие дополнительных ресурсов, которые позволяют обеспечить возникающий спрос потребителей.

Другой сферой, где существует возможность организовать конкуренцию, является сфера потребления электроэнергии. Конкуренция здесь выражается в том, что потребитель имеет в своем

Похожие материалы

Информация о работе