Определение возможностей ОАО в обеспечении инвестиций, страница 3

Инновации- это вложение денег в реализацию новых подходов к конструированию, производству и сбыта товаров, в результате чего инноватор и компания, в которую вложены эти деньги, получают абсолютное преимущество перед конкурентами. Чаще всего инновации обеспечиваются использованием патентов или “ноу - хау”, что позволяет ввести временную монополию на новый товар, хотя в последствии конкуренты всегда находят способ выхода на новый выгодный рынок. Норма прибыли на инновации в среднем в 5 раз превышает норму прибыли на инвестиции при двукратном превышении риска. Инновации по своей процедуре и технологии полностью совпадают с инвестициями, увеличиваясь на сумму затрат на покупку патентов или “ноу - хау” и на риски, связанные с новыми рынками.

В свете проблемы определения точек роста особое значение принимает процедура планирования инвестиций и инноваций. Эта процедура должна быть постоянно действующей, ее генератором должны быть соответствующие подразделения маркетинга, где необходимо собрать специалистов со специфическим складом ума и достаточным уровнем квалификации, отбор которых в эти подразделения должен вестись постоянно, под непосредственным патронажем Президента ОАО  и его заместителя по маркетингу.

Первый этап процедуры планирования инвестиций должен осуществляться на основе анализа маркетинговой ситуации, кратко- и долговременных тенденций спроса и другой информации, влияющей на занимаемые ОАО рынки. Этот анализ должен воплощаться в отчете, последним разделом которого должны быть обосновываемые предыдущим содержанием отчета предложения по конкретным инвестиционным и инновационным проектам.

Второй этап процедуры планирования должен проходить в специализированных подразделениях служб тотального обеспечения качества, управления персонала, контроллинга, операционной системы и ее подсистем, и в первую очередь служб инженерного  и энергетического обеспечения, имеющих право на экспертизу таких предложений. В ОАО должен быть список таких лиц, утверждаемый Президентом ОАО. Каждый эксперт должен давать заключение по сути предложения только в пределах своей компетенции, не переходя границ специализации.

Третий этап процедуры должен заключаться в подготовке Управлением инвестиционных проектов ( УИП ) материалов по результатам проведения экспертиз на Совет по новым изделиям и инвестициям. Суть подготовки — в обобщении и ранжировании заключений экспертов,  в предварительном расчете затрат на реализацию проекта, в обзоре возможных инвесторов, их требований по обеспечению и возможностей обеспечения проекта, а также  оценка его окупаемости и финансовых возможностей. Этап заканчивается передачей материалов членам Совета для изучения.

Четвертый этап — рассмотрение предложений на Совете, должен регламентироваться Положением о Совете. Обычно такое рассмотрение должно заканчиваться одним из трех вариантов заключения по предложениям: принять — отвергнуть — доработать. В первом и третьем случаях все материалы возвращаются в УИП для подготовки бизнес-планов, а отвергнутые предложения отправляются в архив и соответствующие базы данных для возможного использования в более подходящих условиях.

Каждый этап в этой процедуре должен быть ограничен временными рамками (ориентиром может служить периодичность проведения Совета, устанавливаемая положением по ОАО) и ответственностью каждого участника (конкретные списки экспертов, как говорилось выше, должны быть определены приказом по ОАО) в соответствии с принципами тотальной системы обеспечения качества.

Таким образом, планирование инвестиций и инноваций может осуществляться только на основе определенной процедуры, принципы которой изложены в настоящем разделе. Ключевым документом, который определяет дальнейшие шаги по планированию и реализации инвестиций, определенных на основании решений Совета инвестиций, является бизнес-план.

8.3. БИЗНЕС-ПЛАНЫ - ОСНОВА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ