МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ
Утверждено на заседании кафедры
протокол №___ от «___» _________ 200__ г
Зав. кафедрой:_________________________
РАНЕНИЯ (ПОВРЕЖДЕНИЯ) ГОЛОВЫ, ГОЛОВНОГО МОЗГА, ПОЗВОНОЧНИКА, СПИННОГО МОЗГА
(Учебно-методическая разработка для преподавателей)
ГОМЕЛЬ 200__ г.
Учебно-методическая разработка для преподавателей.
Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.
© Гомельский государственный медицинский институт, 200__
1.Введение (актуальность темы): Повреждения центральной нервной системы является опасным для жизни травмами, требующими экстренных лечебно-диагностических мероприятий в ближайшее время после травмы. Уже через 2 часа после травмы головного мозга эффективность оказания помощи уменьшается на 30-40%.
2. Цель занятия Целью практического занятия является обучить студентов практическому применению классификации черепно-мозговой, травмы позвоночника и спинного мозга для определения тактики врача МПП и ОМедБ. Ознакомить с особенностями клинического течения различных повреждений головы, шеи, позвоночника и спинного мозга. Научить студентов организации по оказанию хирургической помощи на этапах медэвакуации раненым с черепно-мозговыми повреждениями, повреждениями шеи, позвоночника и спинного мозга.
3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).
При подготовке к занятиям студент должен знать;
- весь объем мероприятий, проводимых на МПП, МедБ при черепно-мозговых ранениях, повреждениях шеи, позвоночника и спинного мозга;
- показания к хирургическому вмешательству и их объем в МСБ;
- технику первичной хирургической обработки открытого проникающего черепно-мозгового ранения;
- технику первичной хирургической обработки при открытом проникающем ранении позвоночника и спинного мозга;
- показания к экстренным хирургическим вмешательствам в МедБ при ранениях черепа, шеи, позвоночника и спинного мозга;
- особенности ведения раненых после операции на черепе и головном мозге.
К концу занятия студент должен уметь:
- поставить диагноз закрытой, открытой черепно-мозговой травмы на всех этапах медэвакуации;
- на основании клинических данных дифференцировать проникающее черепно-мозговое ранение и непроникающее;
- уметь поставить диагноз прогрессирующего сдавления головного мозга;
- оценить тяжесть повреждения при различных видах черепно-мозговой травмы и организацию сортировки раненых на этапах медэвакуации (раненые в голову, подлежащие эвакуации в специализированный госпиталь; раненые требующие экстренного хирургического вмешательства и агонирующие);
- оказать первую доврачебную помощь на этапах медэвакуации (транспортировка , наложение повязок);
- оказать первую доврачебную помощь при нарушениях дыхания, связанных с механическими препятствиями в трахее (аспирация, западение языка);
- определить показания к наложению трахеостомы, использования воздуховода и языкодержателя. Определить место наложения трахеостомы
- поставить диагноз осложненной и не осложненной травмы позвоночника, проникающего и непроникающего ранения его;
- поставить диагноз прогрессирующего сдавления спинного мозга;
- оценить тяжесть состояния при различных видах повреждений позвоночника и спинного мозга, организовать сортировку и транспортировку раненых на этапах медэвакуации;
- поставить показания и способ выведения мочи раненым с осложненной травмой позвоночника (катетеризация, прокол, наложение цистостомы)
4. ХРОНОКАРТА:
1. Формулировка целей, задач и плана занятия - 5 мин.
2. Контроль самоподготовки во внеаудиторное время - 25 мин.
3. Коррекция исходного уровня - 15 мин.
4. Микрокурация по заданной программе, индивидуальный разбор больных - 45 мин.
5. Программированный контроль усвоения материала - 40 мин.
6. Подведение итогов занятия - 5 мин.
5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1-2. По общепринятой схеме (см. занятие).
3. Во вступительном слове необходимо остановиться на частоте и тяжести повреждений ЦНС, на результатах лечения этой травмы в период ВОВ и локальных войн. Кратко подчеркнуть успехи достигнутые в лечении повреждений ЦНС в последние года.
4. Исходный уровень знаний студента контролируется путем письменных ответов на 5-7 вопросов из "Сборника задач исходного уровня".
5. Коррекция исходного уровня проводится индивидуально. Одинаковые ошибки встретившиеся у нескольких студентов разбираются со всей группой студентов.
6. При демонстрации набора рентгенограмм с повреждением черепа и позвоночника студент должен уметь правильно поставить диагноз повреждения. При этом один студент отвечает, все остальные - слушают, преподаватель дополняет ответы и оценивает знания.
7. Лечебная курация проводится у постели больного, в отделении реанимации и в учебной комнате. Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека. Тщательно собирают анамнез повреждения, изучают истории болезней, рентгенограммы и по очереди докладывают преподавателю о лечении каждого конкретного пострадавшего на этапах медэвакуации (все остальные слушают!). Вместе с преподавателем уточняют диагноз и примерные сроки нетрудоспособности.
В заключение лечебной курации, каждый студент в письменном виде решает "Ситуационную задачу" (из сборника).
8. Разбор ситуационных задач, их коррекция преподавателем проводится индивидуально на основании письменных и устных ответов студентов.
9. Отработка практических навыков в 5-й дидактической системе с использованием отделения реанимации, операционной, перевязочной и учебной комнат.
10. Методика общая. Домашнее задание дается в виде развернутого плана предстоящего занятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
1. Частота закрытых повреждений черепа и головного мозга, их классификация.
2. Клинические проявления сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга.
3. Трещины и переломы черепа,
4. Огнестрельные ранения черепа и мозга, их классификация и клиника.
5. Первая медицинская и доврачебная помощь при ранениях черепа.
6. Медицинская сортировка и объем врачебной, квалифицированной хирургической и специализированной помощи на этапах эвакуации при повреждениях черепа и головного мозга.
7. Закрытые повреждения позвоночника и спинного мозга.
8. Симптомы сотрясения, ушиба и сдавления спинного мозга.
9. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Периоды клинического течения и диагностика.
10.Первая медицинская и доврачебная помощь при повреждениях позвоночника и спинного мозга.
11.Медицинская сортировка и объем врачебной, квалифицированной хирургической и специализированной помощи при повреждениях позвоночника и спинного мозга.
12.Понятие о нетранспортабельности. Транспортная иммобилизация при повреждения черепа и позвоночника.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Изложите классификацию закрытых повреждений черепа и головного мозга
2. Назовите основные симптомы ЗЧМТ
3. Чем обусловлены общемозговые и очаговые симптомы при ЗЧМТ
4. Дайте клиническую характеристику сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга
5. Какие виды повреждений относятся к легкой, среднетяжело и тяжелой формам ЗЧМТ
6. Изложите классификацию открытых (огнестрельных) ранений черепа и головного мозга
7. Назовите и охарактеризуйте периоды клинического течения огнестрельных ранений черепа и головного мозга
8. Какие виды нарушений сознания Вы знаете? Приведите их клиническую характеристику
9. Изложите объем помощи при повреждениях черепа и головного мозга на этапах медицинской эвакуации
10.Каковы показания к неотложным оперативным вмешательствам при закрытых и открытых повреждениях черепа и головного мозга
11.Изложите классификацию закрытых повреждений позвоночника и спинного мозга
12.Перечислите симптомы закрытой травмы спинного мозга
13.Приведите классификацию огнестрельных ранений позвоночника и спинного мозга
14. Какие периоды характерны для клинического течения огнестрельных ранений
позвоночника с повреждением спинного мозга
15.Изложите объем помощи при закрытых и открытых (огнестрельных) повреждениях позвоночника и спинного мозга на этапах эвакуации
16. Укажите как транспортировать пострадавших с травмами черепа и позвоночника
ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:
Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Основные материалы по теме:
Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии
Вспомогательные материалы по теме:
а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;
б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут предложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;
в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.
7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)
1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.
2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982.
3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.