МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ
Утверждено на заседании кафедры
протокол №___ от «___» _________ 200__ г
Зав. кафедрой:_________________________
РАНЕНИЯ И ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЖИВОТА, ТАЗА И ИХ ЛЕЧЕНИЕ
(Учебно-методическая разработка для преподавателей)
ГОМЕЛЬ 200__ г.
Учебно-методическая разработка для преподавателей.
Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.
© Гомельский государственный медицинский институт, 200__
1.Введение (актуальность темы): Повреждение органов брюшной полости и таза являются опасными для жизни травмами, приводящими к скрытым массивным кровотечениям, развитию гнойно-септических осложнений. Они требуют экстренных лечебно-диагностических мероприятий в ближайшее время после травмы.
2. Цель занятия – приобретение навыков диагностики повреждений органов брюшной полости и таза, усвоение алгоритма лечебных мероприятий при данной патологии.
3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).
При подготовке к занятиям студент должен знать;
- классификацию открытых и огнестрельных повреждений, а также закрытых повреждений живота и таза;
- клинику и диагностику открытых и огнестрельных повреждений и закрытых травм живота и таза;
- особенности "шариковых" ранений живота и таза;
- симптомы повреждений органов брюшной полости (первоначальные и характерные для развивающегося перитонита);
- этапное лечение раненых с повреждением живота (поле боя, МПБ,МПП, ОМедБ);
- показания к лапароцентезу и лапаротомии;
- особенности хирургической обработки ран различных органов живота и забрюшинного пространства (печени, селезенки, желудка, кишечника, брыжейки, почек, мочеточников, мочевого пузыря, матки, диафрагмы, промежности).
К концу занятия студент должен уметь:
- правильно поставить диагноз повреждения;
- наложить иммобилизирующую повязку при эвентрации органов живота;
- провести внутрипунктовую сортировку раненых в живот и трако-абдоминальными ранениями, ранениями таза;
- сделать лапароцентез (теоретически);
- произвести дренирование брюшной полости;
- наложить эпицистостому (теоретически).
4. ХРОНОКАРТА:
1. Участие студентов в утренней врачебной конференции— 15 минут
2. Вступительное слово преподавателя - 5 минут
3. Семинарское занятие в ходе которого каждый студент
дол
жен ответить на программные вопросы - 9О минут
4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:
— Курация больных в хирургическом отделении - 20минут
— Разбор больных с повреждениями живота под
руководством
преподавателя - 25 минут
— Курация больных с повреждениями таза в травматологическом отделении — 20 минут
— Разбор больных под руководством преподавателя - 25 минут
5. Заключительное слово преподавателя — 5 минут
5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1-2. По общепринятой схеме (см. занятие I).
3. Вступительное слово преподавателя должно отражать частоту повреждений живота по материалам ЗОВ и локальных войн, тяжесть повреждений, зависимости: исходов от сроков оказания специализированной медицинской помощи, особенности ранений при применении оружия массового поражения, "шариковых" ранения торако-абдоминальных и сочетавшее повреждений. Кратко изложить современные методы лечения (выбор метода обезболивания, типичные разрезы и технику лапаротомии).
4. Исходный уровень знаний студента контролируется путем письменного ответа на 3-4 вопроса из "Сборника задач исходного уровня".
5. Коррекцию и оценку задач исходного уровня проводят индивидуально. При повторении одинаковых ошибок, их необходимо разобрать со всеми студентами.
6. При установлении диагноза с целью избежания возможных ошибок необходимо обратить особое внимание на то, что нужно не только тщательно осматривать раненых в живот, но и производить рентгене графию грудной, брюшной полости и костей таза обязательно в двух проекциях для уточнения локализации рентгенконтрастных инородных тел, а следовательно и направления раневого канала. С этой целью со всеми студентами разбираются соответствующие рентгенограммы.
7. Лечебная курация проводится группами студентов по 3—4 человека в отделении реанимации, хирургическом отделении: и учебной комнате. Студенты собирают анамнез., изучают истории болезней, данные лабораторных исследований и рентгенограммы, поочередно докладывают о лечебных мероприятиях на этапах медэвакуации. Все остальные слушают и принимают активное участие в разборе.
Кроме того, каждый студент в письменном виде решает ситуационную задачу из сборника задач. Преподаватель проводит коррекцию и оценку знаний.
8. Оценка знаний студентов проводится на основании письменных ответов на задачи исходного уровня, устных ответов во время лечебной курации; и письменных решений ситуационных задач.
9. Отработка практических навыков в 5-й дидактической системе с использованием отделений реанимации, хирургического, операционной, перевязочной и учебной комнаты.
10. Методика общая. Домашнее задание дается в виде развернутого плана предстоящего занятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:
1.Классификация ранений и повреждений живота.
2. Клинические проявления закрытых повреждений живота.
3. Симптомы проникающих ранений живота.
4. Шок, кровопотеря и перитонит, их значение в определении исходов проникающих ранений.
5. Сортировка и объем медицинской помощи при повреждениях живота на этапах эвакуации.
6. Ранения и закрытые повреждения таза и тазовых органов.
7. Классификация ранений и закрытых повреждений таза.
8. Симптомы и диагностика огнестрельных переломов костей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов.
9. Осложнения при огнестрельных повреждениях таза.
10.Сортировка и объем помощи при повреждениях таза на этапах медицинской
эвакуации.
11 Транспортная иммобилизация при повреждениях таза.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Изложите классификацию повреждений живота.
2. Перечислите симптомы повреждения внутренних органов при закрытой травме живота
3. Назовите абсолютные симптомы проникающего ранения живота
4. На основании каких признаков устанавливают диагноз внутрибрюшного кровотечения при повреждениях живота?
5. Изложите объем медицинской помощи при открытых (огнестрельных) и закрытых повреждениях живота на этапах медицинской эвакуации
6. Укажите наиболее рациональные способы хирургических вмешательств при ранениях печени, селезенки, тонкой и толстой кишки
7. Изложите классификацию закрытых повреждений таза
8. Назовите основные клинические симптомы закрытых переломов костей таза
9. Изложите классификацию огнестрельных ранений таза
10.Приведите клинику огнестрельных ранений таза без и с повреждениями тазовых органов
11.У кажите способы анестезии при переломах костей таза
12.Назовите наиболее рациональные методы лечения различных видов переломов костей таза: краевых, без нарушения целости тазового кольца, с повреждением переднего и (или) заднего отделов таза, с повреждением вертлужной впадины
13.Изложите сортировку и объем помощи при повреждениях таза на этапах медицинской эвакуации
14.Приведите показания к оперативному лечению при повреждениях таза и тазовых органов :
15.Назовите наиболее рациональные методы оперативных вмешательств при вне и внутрибрюшных повреждениях мочевого пузыря и прямой кишки
16.Как проводится транспортная иммобилизация при повреждениях таза?
ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:
Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
Основные материалы по теме:
Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии
Вспомогательные материалы по теме:
а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;
б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут предложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;
в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.
7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)
1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.
2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982.
3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.