Термические поражения и их лечение на этапах медицинской эвакуации: Учебно-методическая разработка для преподавателей

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ

                                                       Утверждено на заседании кафедры

                                                      протокол №___ от «___» _________ 200__ г

                                                      Зав. кафедрой:_________________________

ТЕРМИЧЕСКИЕ ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ НА ЭТАПАХ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ

(Учебно-методическая разработка для преподавателей)

ГОМЕЛЬ 200__ г.

Учебно-методическая разработка для преподавателей.

Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.

© Гомельский государственный медицинский институт, 200__

    1.Введение (актуальность темы:Термические поражения возникают в результате воздействия тепловой энергии или низкой температуры. Термические ожоги в боевой обстановке могут возникать от воздействия светового излучения ядерного взрыва, применения зажигательных смесей, при пожарах, взрывах и возгорании боевой техники. Изучение данной темы является актуальным для будущих врачей.

2. Цель занятия Обучение студентов приемам диагностики термических поражений, тактике лечения на всех этапах медицинской эвакуации.

      3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).

При подготовке к занятиям студент должен знать;

- классификацию ожогов, клинику и диагностику; 

- определение не только глубины, но и площади поражения;

- особенность ожогов в закрытых помещениях;

- течение ожоговой болезни;

- классификацию специальных зажигательных веществ;

- периоды течения напалмовых поражений;

- особенности поражений напалмом;

- объем оказания помощи при различных ожогах на этапах медицинс­кой эвакуации - на поле боя, МПБ, МЛН, ОМедБ (СМО).

К концу занятия студент должен уметь:

- правильно поставить диагноз повреждения;

- закрыть ожоговую рану повязкой;

- провести проводниковую, футлярную, новокаиновую блокады;

- провести комплекс противошоковых мероприятий соответственно этапу медицинской эвакуации.

4. ХРОНОКАРТА:

Хронокарта практического занятия

1.  Организационные вопросы - 5 мин.

2. Вступительное слово к занятию. Ответ на вопросы студентов по домашнему заданию - 5 мин.

3. Решение задач исходного уровня - 15 мин.

4. Коррекция исходного уровня - 5 мин.

5. Демонстрация больных и диапозитивов по теме - 35 мин.

6. Решение ситуационных задач - 25 глин.

7. Коррекция конечного уровня - 5 мин.

8.  Освоение практических навыков - 35 глин.

9. Подведение итогов. Задание на дом - 5 мин.

5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

МЕТОДИКА   ПРОВЕДЕНИЯ   ЗАНЯТИЯ

1. По общепринятой схеме (см. занятие № I).

2. Во вступительном слове следует остановиться на частоте ожоговой травмы при применении термоядерного оружия, специальных зажигательных смесей. Отметить особенности ожогов от светового излучения ядерного взрыва и контактных ожогов. Кратко изложить современные методы лечения ожоговой травмы в клинике.

3. Исходный уровень знаний студента контролируется путем письменных ответов на 5-7 вопросов из "Сборника задач исходного уровня".

4. Коррекцию исходного уровня проводят индивидуально. Если встретятся одинаковые ошибки у нескольких студентов, необходимо разобрать их со всей группой.

5. При демонстрации слайдов с различными термическими пора­жениями (ожогами), студент должен уметь поставить правильный ди­агноз, определить степень и площадь ожога. Этот раздал занятий осуществляется по схеме: один отвечает, все слушают, преподава­тель проводит оценку знаний.

6. Лечебная курация проводится на основе "Ситуационных за­дач" каждым студентом индивидуально в письменном виде по схеме:

1. Описательная часть: Ф.И.О. пострадавшего, возраст, обстоятельства травмы;

2. 1-я медицинская помощь, кем а в каком объеме оказана;

3. 1-я врачебная помощь и ее объем;

4. Кем доставлен пострадавший, через какое время, в каком положении, какая помощь оказана, диагноз.

Вопросы:

1) Ошибки в оказании помощи?

2) Как поступить с пострадавшим при внутрипунктовой сорти­ровке на МЛН и в МедБ (СМО)?

3) Последовательность медицинских мероприятий при оказании первой врачебной помощи?

4) На каком этапе окончено лечение пострадавшего?

5) Прогноз. Примерные сроки выздоровления.

7. Разбор ситуационных задач проводится индивидуально на основании письменного и устного ответа студента (одновременно проводится их коррекция преподавателем).

8. Отработка практических навыков проводится с использова­нием гипсовой, перевязочной, отделения реанимации и учебной ком­наты.

9. Методика обычная. Домашнее задание дается в виде развер­нутого плана предстоящего занятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

1.От каких воздействий наиболее часто возникают ожоги в военное и мирное время                

2.Назовите существующие виды огнесмесей и их свойства

3. Охарактеризуйте ожоги вызванные напалмом, пирогелями, термитными смеся­ми, белым фосфором

4. Чем характеризуются ожоги, возникающие от светового излучения при ядерном взрыве?

5. Какие бывают ожоги по глубине поражения тканей и как диагностировать сте­пень ожога?

6. Назовите способы определения площади ожога.

7. Приведите схему записи диагноза при термических поражениях по Джанелидзе Ю.Ю.

8. Изложите основные механизмы патогенеза ожоговой болезни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите периоды ожоговой болезни.

2. Охарактеризуйте первую стадию ожоговой болезни.

3. Каковы основные отличительные признаки ожогового шока от шока травма­тического?

4. Каковы признаки окончания первого периода ожоговой болезни и перехода болезни во второй период?

5. Охарактеризуйте второй, третий и четвертый период ожоговой болезни.

6. В чем заключается первая медицинская помощь обожженным в очаге пораже­ния?

7. Назовите объем мероприятий доврачебной помощи обожженным.

8. Перечислите комплекс противошоковых мероприятий, проводимых при ожо­говом шоке во время оказания первой врачебной помощи.

9. На основании каких формул проводится инфузионная терапия при ожоговом шоке в первые сутки?

10. Назовите критерии адекватности инфузионной терапии при ожоговом шоке.

11. Какие Вы знаете прогностические признаки выхода пострадавшего из ожогово­го шока?

12. Назовите методы местного лечения ожоговой раны.

   13. Перечислите существующие виды кожной пластики.

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:

Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основные материалы по теме:

Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии

Вспомогательные материалы по теме:

а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;

б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут пред­ложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;

в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.

7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)

1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.

2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982, с. 46-67.

3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990, с. 30-48.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0