Ранения (повреждения) головы, головного мозга, позвоночника, спинного мозга: Учебно-методическая разработка для преподавателей

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ И ВПХ

                                                       Утверждено на заседании кафедры

                                                      протокол №___ от «___» _________ 200__ г

                                                      Зав. кафедрой:_________________________

РАНЕНИЯ (ПОВРЕЖДЕНИЯ) ГОЛОВЫ, ГОЛОВНОГО МОЗГА, ПОЗВОНОЧНИКА, СПИННОГО МОЗГА

(Учебно-методическая разработка для преподавателей)

ГОМЕЛЬ 200__ г.

Учебно-методическая разработка для преподавателей.

Составлена ассистентом кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ Гомельского государственного медицинского института Дивовичем Г. В.

© Гомельский государственный медицинский институт, 200__

    1.Введение (актуальность темы): Повреждения центральной нервной системы является опасным для жизни травмами, требующими экстренных лечебно-диагностических мероприятий в ближайшее время после травмы. Уже через 2 часа после травмы головного мозга эффективность оказания помощи уменьшается на 30-40%.

2. Цель занятия Целью практического занятия является обучить студентов практическому применению классификации черепно-мозговой, травмы позвоночника и спинного мозга для определения тактики врача МПП и ОМедБ. Ознакомить с особенностями клинического течения различных повреждений головы, шеи, позвоночника и спинного мозга. Научить студентов организации по оказанию хирургической по­мощи на этапах медэвакуации раненым с черепно-мозговыми поврежде­ниями, повреждениями шеи, позвоночника и спинного мозга.

      3. ЗАДАЧИ (знать, уметь, практические навыки).

При подготовке к занятиям студент должен знать;

- весь объем мероприятий, проводимых на МПП, МедБ при черепно-мозговых ранениях, повреждениях шеи, позвоночника и спинного мозга;

- показания к хирургическому вмешательству и их объем в МСБ;

- технику первичной хирургической обработки открытого проникающего черепно-мозгового ранения;

- технику первичной хирургической обработки при открытом проникаю­щем ранении позвоночника и спинного мозга;

- показания к экстренным хирургическим вмешательствам в МедБ при ранениях черепа, шеи, позвоночника и спинного мозга;

- особенности ведения раненых после операции на черепе и головном мозге.

К концу занятия студент должен уметь:

- поставить диагноз закрытой, открытой черепно-мозговой травмы на всех этапах медэвакуации;

- на основании клинических данных дифференцировать проникающее че­репно-мозговое ранение и непроникающее;

- уметь поставить диагноз прогрессирующего сдавления головного мозга;

- оценить тяжесть повреждения при различных видах черепно-мозговой травмы и организацию сортировки раненых на этапах медэвакуации (раненые в голову, подлежащие эвакуации в специализированный гос­питаль; раненые требующие экстренного хирургического вмешательст­ва и агонирующие);

- оказать первую доврачебную помощь на этапах медэвакуации (транс­портировка , наложение повязок);

- оказать первую доврачебную помощь при нарушениях дыхания, связан­ных с механическими препятствиями в трахее  (аспирация, западение языка);

- определить показания к наложению трахеостомы, использования воз­духовода и языкодержателя. Определить место наложения трахеостомы

- поставить диагноз осложненной и не осложненной травмы позвоночни­ка, проникающего и непроникающего ранения его;

- поставить диагноз прогрессирующего сдавления спинного мозга;

- оценить тяжесть состояния при различных видах повреждений позво­ночника и спинного мозга, организовать сортировку и транспорти­ровку раненых на этапах медэвакуации;

- поставить показания и способ выведения мочи раненым с осложнен­ной травмой позвоночника (катетеризация, прокол, наложение цистостомы)

4. ХРОНОКАРТА:

1. Формулировка целей, задач и плана занятия - 5 мин.

2. Контроль самоподготовки во внеаудиторное время - 25 мин.

3. Коррекция исходного уровня - 15 мин.

4. Микрокурация по заданной программе, индивидуальный разбор боль­ных - 45 мин.

5. Программированный контроль усвоения материала - 40 мин.

6. Подведение итогов занятия - 5 мин.

5.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1-2. По общепринятой схеме (см. занятие).

3. Во вступительном слове необходимо остановиться на частоте и тяжести повреждений ЦНС, на результатах лечения этой травмы в период ВОВ и локальных войн. Кратко подчеркнуть успехи достигнутые в лечении повреждений ЦНС в последние года.

4. Исходный уровень знаний студента контролируется путем пись­менных ответов на 5-7 вопросов из "Сборника задач исходного уровня".

5. Коррекция исходного уровня проводится индивидуально. Оди­наковые ошибки встретившиеся у нескольких студентов разбираются со всей группой студентов.

6. При демонстрации набора рентгенограмм с повреждением черепа и позвоночника студент должен уметь пра­вильно поставить диагноз повреждения. При этом один студент отвечает, все остальные - слушают, преподаватель дополняет ответы и оценивает знания.

7. Лечебная курация проводится у постели больного, в отделе­нии реанимации и в учебной комнате. Студенты разбиваются на груп­пы по 3-4 человека. Тщательно собирают анамнез повреждения, изу­чают истории болезней, рентгенограммы и по очереди докладывают преподавателю о лечении каждого конкретного пострадавшего на эта­пах медэвакуации (все остальные слушают!). Вместе с преподавате­лем уточняют диагноз и примерные сроки нетрудоспособности.

В заключение лечебной курации, каждый студент в письменном виде решает "Ситуационную задачу" (из сборника).

8. Разбор ситуационных задач, их коррекция преподавателем проводится индивидуально на основании письменных и устных ответов студентов.

9. Отработка практических навыков в 5-й дидактической системе с использованием отделения реанимации, операционной, перевязочной и учебной комнат.

10. Методика общая. Домашнее задание дается в виде развернутого плана предстоящего занятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ:

1. Частота закрытых повреждений черепа и головного мозга, их классификация.

2. Клинические проявления сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга.

3. Трещины и переломы черепа,

4. Огнестрельные ранения черепа и мозга, их классификация и клиника.

5. Первая медицинская и доврачебная помощь при ранениях черепа.

6. Медицинская сортировка и объем врачебной, квалифицированной хирургиче­ской и специализированной помощи на этапах эвакуации при повреждениях че­репа и головного мозга.                 

7. Закрытые повреждения позвоночника и спинного мозга.

8. Симптомы сотрясения, ушиба и сдавления спинного мозга.

9. Огнестрельные ранения позвоночника и спинного мозга. Периоды клиническо­го течения и диагностика.

10.Первая медицинская и доврачебная помощь при повреждениях позвоночника и спинного мозга.

11.Медицинская сортировка и объем врачебной, квалифицированной хирургиче­ской и специализированной помощи при повреждениях позвоночника и спинно­го мозга.

12.Понятие о нетранспортабельности. Транспортная иммобилизация при повреж­дения черепа и позвоночника.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Изложите классификацию закрытых повреждений черепа и головного мозга

2. Назовите основные симптомы ЗЧМТ

3. Чем обусловлены общемозговые и очаговые симптомы при ЗЧМТ

4. Дайте клиническую характеристику сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга

5. Какие виды повреждений относятся к легкой, среднетяжело и тяжелой формам ЗЧМТ

6. Изложите классификацию открытых (огнестрельных) ранений черепа и голов­ного мозга

7. Назовите и охарактеризуйте периоды клинического течения огнестрельных ра­нений черепа и головного мозга

8. Какие виды нарушений сознания Вы знаете? Приведите их клиническую харак­теристику

9. Изложите объем помощи при повреждениях черепа и головного мозга на этапах медицинской эвакуации

10.Каковы показания к неотложным оперативным вмешательствам при закрытых и открытых повреждениях черепа и головного мозга

11.Изложите классификацию закрытых повреждений позвоночника и спинного мозга

12.Перечислите симптомы закрытой травмы спинного мозга

13.Приведите классификацию огнестрельных ранений позвоночника и спинного мозга

14. Какие периоды характерны для клинического течения огнестрельных ранений

позвоночника с повреждением спинного мозга

15.Изложите объем помощи при закрытых и открытых (огнестрельных) поврежде­ниях позвоночника и спинного мозга на этапах эвакуации

16. Укажите как транспортировать пострадавших с травмами черепа и позвоночника

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ:

Ответы к вопросам изложены в материалах для контроля за усвоением тем (см. методическую разработку для студентов).

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Основные материалы по теме:

Методическое пособие кафедры травматологии и ортопедии

Вспомогательные материалы по теме:

а) к практическому занятию преподаватели подберут тематических больных для учебной курации;

б) для углубления знаний по рентгенодиагностике каждомуиз Вас будут пред­ложены рентгенограммы больных с изучаемой патологией;

в) учебный материал будет проиллюстрирован таблицами, схемами и слайдами.

7. ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная)

1. Военно-полевая хирургия. (Курс лекций) Киричек С. И.

2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.), М., 1982.

3. Военно-полевая хирургия (под ред. Трубникова Н.Ф.), Харьков, 1990.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0