КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2
Утверждено на методической конференции
кафедр внутренних болезней № 2 и № 1
профессор Ю.А.Терещенко
профессор В.А.Шулъман
и ____ " ___________ 2001 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ТЕМА: ПРОФПАТОЛОГИЯ КАК КЛИНИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ ОСОБЕН-НОСТИ И ЗАДАЧИ. ЗНАКОМСТВО С КЛИНИКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ОСОБЕННОСТИ КУРАЦИИ И ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРИКАЗЫ МЗ № 90, № 176. ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЪНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРИ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЯХ
Составила: асс., к.м.н. Н.Ю.Павлова
Красноярск 2001 г.
1.Тема: «Профпатология как клиническая дисциплина, её особенности и задачи. Знакомство с клиникой профессиональных болезней, особенности курации и обследования больных с профзаболеваниями. Организация профпатологической службы. Документы, необходимые для связи заболевания с профессией. Принципы организации и проведения предвари-тельных и периодических медосмотров» Расследование и учет профзаболеваний. Приказы МЗ РФ № 90, № 176. Особенности медико - социальной экспертизы и диспансеризации при профзаболеваниях»
2.Форма учебного процесса: практическое занятие.
3.Значение темы: необходимость изучения профпатологии для студентов обусловлена большим разнообразием производственных факторов, оказывающих неблагоприятное влия-ние на состояние здоровья работающих, необходимостью приобретения соответствующих знаний врачами разных специальностей по оказанию медицинской помощи рабочим про-мышленных предприятий, спецификой диагностики профзаболеваний, особенностями веде-ния данной категории больных.
4.1.Цель занятия: овладеть принципами диагностики, лечения, профилатики профзабо-леваний; ознакомить студентов с порядком связи заболевания с профессией, принципами организации и проведения профосмотров
4.2. Учебная цель.
4.2.1. Раскрыть особенности и задачи профпатологии.
4.2.2. Ознакомить с клиникой профессиональных болезней, особенностями курации профес-сиональных больных; организацией профпатологической службы
4.2.3. Научить технике проведения обследования больных с профзаболеваниями.
4.2.4. Сформулировать современную классификацию профзаболеваний
4.2.5. Отработать навыки сбора профанамнеза, интерпретации санитарно - гигиенической характеристики условий труда.
4.2.6 Разобрать основные инструктивно-методические документы по профпатологии (приказы МЗ РФ № 90, № 176) и документы, необходимые для связи заболевания с профес-сией.
4.2.7. Разобрать особенности медико - социальной экспертизы и диспансеризации при проф-заболеваниях
4.3. Психолого - педагогическая цель. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на знание классификации профзаболеваний, основных документов в профпа-тологии, особенности курации данной группы больных, мерах профилактики профза-болеваний. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике своевременно заподозрить профзаболевание и направить больного к профпатологу на ранних этапах развития заболевания, когда общая трудоспособность еще может быть сохранена. Уделить внимание врачебной этике и деонтологии в профпатологии.
5. Место проведения (учебная комната, отделение Центра профпатологии, палаты) Продолжительность изучения темы: I занятие 180 минут.
6. Оснащение занятия. Копии трудовых книжек и санитарно - гигиенические характеристики больных с различными видами профзаболеваний. Таблицы по теме: классификация профессиональных заболеваний. Приказы МЗ РФ № 90, № 176, комплект тестов исходного уровня знаний студентов, тестов и ситуационных задач по теме.
4. Структура содержания темы (хронокарта)
№№ |
Этапы занятия |
Продолжитель- ность (в мин.) |
Оснащенность |
I. |
Организация занятия |
2 мим. |
|
2. |
Формулировка темы и цели |
3 мин. |
|
3. |
Определение исходного уровня знаний (фрон-тальный опрос) |
15 мин. |
|
4. |
Знакомство с клиникой профболезней, особен-ностями курации и обследования больных с профзаболеваниями, организацией профпа-тологической службы |
||
5. |
Знакомство с приказами МЗ РФ № 90 и № 176 |
15 мин. |
|
6. |
Перерыв |
10 мин. |
|
7. |
Курация больных |
30 мин |
|
8. |
Работа с документацией |
20 мин. |
|
9. |
Перерыв |
10 мин. |
|
Ю. |
Разбор больного |
30 мин. |
|
II. |
Заслушивание рефератов |
15 мин. |
|
12. |
Тестовый контроль и решение ситуационных задач |
15 мин. |
|
13. |
Подведение итогов и задание на дом, объяв-ление итоговых оценок |
5 мин. |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ). Профессиональная патоло-гия - область медицинской науки, изучающей болезни нарушения состояния здоровья, возникающие под влиянием неблагоприятных условий производственной среды или трудового процесса. Профессиональные заболевания (ПЗ ) - это заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды или трудового процесса. Клинические проявления большинства ПЗ не имеют строго специфических признаков, и только сведения о конкретных условиях труда заболевшего позволяют установить этиологическую роль проффактора в развитии выявленной патологии. В большинстве своем ПЗ являются проявлением воздействия на организм человека той или иной профессионально - производственной вредности (например, диоксида кремния при силикозе, промышленных ядов при интоксикациях). Наряду с этим встречаются заболевания, которые могут развиваться при воздействии как профессиональных, так и других факторов окружающей среды (например, бронхиальная астма). Согласно действующему законодательству, в нашей стране установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) токсических веществ и предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия профессиональных вредностей, которые исключают возможность развития острых или хронических ПЗ. Но некоторые ПЗ могут развиваться при воздействии факторов, ПДК которых не превышено (например, профессиональная бронхиальная астма).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.