4.Кадровое планирование
и проектирование организации
Этапы проектирования организации:
1. Определяются цели и результаты деятельности: представляются продукт труда, его объемы, основные этапы технологии.
2. Определяются связи с внешней средой: выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации.
3. Разделяются процессы: по стадиям, по уровням иерархии.
4. Группируются функции: разделенные процессы объединяются вокруг ресурсов и потребителя, либо вокруг результата деятельности и технологии.
5. Определяются внутренние связи: вертикальные - горизонтальные, формальные - неформальные, функциональные, подчиненности.
6. Определяется масштаб управляемости и контроля (диапазон контроля):
Норма управляемости - это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю. Методы определения нормы управляемости:
§ опытно-статистический: основан на методе аналогий, осуществляется путем сравнения штатной численности персонала, уровней подчиненности и норм управляемости в аналогичных структурах (традиционно 7±2 чел.);
§ расчетно-аналитический: основан на анализе следующих факторов: характер работ, схожесть и территориальная удаленность работ, уровень подготовки подчиненных, профессионализм руководителя, ясность правил делегирования, четкость в постановке целей, стабильность организации, техника коммуникаций, объем передаваемой информации, потребность в личных контактах с подчиненными, количество взаимосвязей.
7. Определяется оргструктура компании: иерархия организации и ее звенность (зависит от диапазона контроля, наличия ресурсов и т.д.)
8. Распределяются права и ответственность: определяются принципы руководства (единоначалие либо двойное подчинение).
9. Определяются уровни централизации и децентрализации: количество решений (в %), принимаемых на высоком уровне.
10. Выбирается стратегический принцип функционирования: дифференциация (направленность на внешнюю среду) или интеграция (повышение внутреннего единства).
11. Проводятся изменения: необходимо способствовать сохранению позиций, занятых организацией.
Методы проектирования организации:
§ аналитический: анализируется влияние факторов внешней среды (сложность и динамизм) и инфраструктуры организации;
§ технологический: учитывается технология работ и тип совместной деятельности организации;
§ организационно-культурный: рассматривается влияние особенностей персонала (уровень подготовки, командность) и корпоративной культуры;
§ прототипический: за основу берутся прототипы уже существующих и эффективно действующих аналогичных организаций.
Кадровое планирование - целенаправленная и обоснованная деятельность организации, целью которой является предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями работников и предъявляемыми требованиями.
Кадровое планирование предполагает:
§ Разработку кадровой политики, которая как принятие фундаментальных кадровых решений становится планированием целей и приравнивается к стратегическому планированию персонала.
§ Проектирование организационной структуры.
§ Создание оперативного плана работы с персоналом.
§ Взаимодействие с кадровым контроллингом, результаты которого становятся основой кадрового планирования на следующем этапе развития.
Оперативный план работы с персоналом - это детализированный по временному (год, месяц, день), объектному (организация, подразделение, рабочее место) и структурному (потребность, наем, адаптация, использование, развитие, расходы на персонал) признакам план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленный расчетами и обоснованиями:
1. Планирование потребности в персонале: работа базируется на штатном расписании, данных о свободных рабочих местах, плане замещения вакансий, плане проведения организационно-технических мероприятий.
2. Планирование привлечения персонала: планирование мероприятий по найму персонала для удовлетворения потребности организации в кадрах.
3. Планирование трудовой адаптации персонала: подготовка постепенное вхождение работника в новые социальные и профусловия труда.
4. Планирование высвобождения и сокращения персонала: работа с сотрудниками, увольняющимися по инициативе работодателя, по собственному желанию и в связи с выходом на пенсию, задача - смягчить уход.
5. Планирование использования персонала: на основе плана замещения штатных должностей, рационально и эффективно, с учетом психологических особенностей и способностей работника, с учетом профтребований.
6. Планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала: обучение внутри, вне организации и самоподготовка.
7. Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения: организация планомерного горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест с момента принятия на работу и до момента предполагаемого увольнения.
8. Планирование безопасности труда и заботы о персонале: обеспечение сохранения хорошего психофизиологического состояния и профкачеств сотрудников благодаря созданию условий труда, обустройству рабочего места, соблюдению ТБ, требований производственной медицины и психологии.
9. Планирование расходов на персонал: з/п, премии, участие в прибыли
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.