Проблемы эффективности государственной поддержки и регулирования сферы подготовки кадров. Необходимость постоянной адаптации руководителей предприятий к "новым правилам игры"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Проблемы эффективность государственной поддержки и регулирования сферы подготовки кадров.

Неэффективность поддержки в развитии системы подготовки кадров со стороны государственных органов отмечалось практически всегда. Изменение роли государства в российском обществе в целом, принятие нового законодательства, приведшее к многообразию организационно-правовых форм в сфере образования, а главное - резкое снижение государственного финансирования этой сферы фактически привело к смене самой модели образования в стране: от государственной к смешанной. Однако суть этих изменений по настоящему не осознана ни потребителями образовательных программ, ни руководителями образовательных учреждений, ни государственными чиновниками.

Негативное воздействие на становление и развитие эффективного управления персоналом, вызванное отсутствием стратегии   при   проведении государственной политики регулирования, дополнялось противоречивостью законодательства, проблемами финансово-кредитного и налогового характера. Нарастающий поток нормативных актов разного уровня,  особенно ведомственных актов, нередко искажающих основное законодательство, рождал    атмосферу   перманентного   правового   хаоса, запутывал правоприменительную практику, служил питательной средой правового нигилизма, укореняющегося в сознании значительной части руководителей предприятий государственного и частного секторов экономики.

Необходимость постоянной адаптации руководителей предприятий к "новым правилам игры" приводила к тому что, долгосрочные интересы предприятия уступают место политике выживания, курс на совершенствование управления подменялся поисками путей для обхода очередных законодательных ограничений. При этом использовались как легальные пути (лоббирование льгот в правительстве на местах и на федеральном уровне), гак и полулегальные (поиски брешей и противоречий в законодательных актах).

Принятые в последние годы законы "Об образовании", "О высшем и  послевузовском  профессиональном  образовании",  многочисленные подзаконные акты, готовящийся проект закона "О дополнительном образовании" по своей сути ориентированы почти исключительно на государственно-бюджетную модель образования, обходят молчанием или создают препятствия на пути развития частных и смешанных образовательных центров.

Хорошо известно, что образовательные учреждения и фирмы во всем  мире  относятся  к  некоммерческой,  или,  так  называемой, "бесприбыльной сфере деятельности". В России "бесприбыльный" статус образовательных учреждений, дающий льготы или освобождающий от налогов на прибыль и на добавленную стоимость, был узаконен лишь в 1996 году (через семь лет после их возникновения). Согласно законам "О некоммерческих организациях" от 24 декабря 1995 года и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 5 января 1996 года) лицензия на образовательную деятельность может быть предоставлена лишь государственным образовательным учреждениям или негосударственным  образовательным учреждениям, зарегистрированным в форме некоммерческих организаций.

При этом существует противоречие между организационно-правовыми формами учебных заведений, предусмотренными разными законами. Так в Законе об образовании РФ говорится, что учебное заведение может создаваться "в любых формах, предусмотренными Законом о некоммерческих организациях", хотя по тексту Закона используется лишь термин "образовательное учреждение". В Гражданском Кодексе РФ четко сказано, что "учреждение" может быть создано только государственным учредителем, передающем учреждению имущество в оперативное пользование. В Законе же о некоммерческих организациях говорится, что за хозяйственные результаты деятельности учреждения   ответственность несет учредитель, другим же некоммерческим организациям можно передать имущество только в собственность и эта собственность должна навечно оставаться в сфере образования, так что не может быть возвращена учредителю для использования по его усмотрению.

Таким образом, при несомненно важной защите собственности государственных образовательных учреждений от каких-либо посягательств на нее со стороны, одновременно поставлен правовой барьер на пути попыток, скажем, акционерного общества, создать свой учебный центр, как самостоятельное юридическое лицо, имеющее право на лицензию об образовании, передать ему некую собственность в оперативное управление и вернуть ее себе, если принято решение о ликвидации центра.

От этих правовых противоречий страдают не только внутрифирменные, но и независимые коммерческие учебные заведения, регистрация которых на практике (скажем в виде автономной некоммерческой организации), фактически, осуществляется в обход закона.

Наиболее динамично развивающийся сегмент рынка образования - бизнес-образование - практически не упоминается, как уже говорилось, в законе и не находит отражения при классификации образовательных уровней. Отраженные в законах и нормативных актах образовательные стандарты, среди прочего, слабо учитывают зарубежный опыт программ подготовки и переподготовки специалистов и, по своей сути, направлены   на   сохранение   или  даже   восстановление   структуры образовательных  программ,   существовавшей   в   стране   до   начала экономической реформы.

Обращает на себя внимание, что принятые в США и Европе в качестве

Похожие материалы

Информация о работе